Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Июнь » 20 » Сначала было слово…
12:43
Сначала было слово…

Володичева Надежда Викторовна,

педагог ГБОУ СОШ № 2009

          Проектированием как  средством  познания  мира,  как  способом  получения  образования  я  заболела  давно.  И каждый   класс,  который  я  получаю как классный  руководитель, стараюсь  заразить  идеей проектирования и детей,   и  их  родителей. Взрослым читаю  лекции  о  том,  что  собственные  проекты  их детей  развивают  познавательные,  творческие,  умственные  способности; расширяют  кругозор  и  формируют  взгляды ребёнка;  способствуют  самоутверждению  и прочее. Детей  учу,  как сделать  проект  быстро,  интересно,  познавательно  и  блестяще  его  представить. Конечно, проекты не родились на пустом  месте: я познакомилась  с  разными  методиками и  множеством  педагогических  теорий таких выдающихся педагогов, как Н.П.Капустин, Ю.С.Виноградов, Н. К.Винокурова, Н.Е.Щуркова, Е.Н,  Саплина, поработала  в  тесной  взаимосвязи  с психологами и, наконец,  встретила  на  своём  пути  «Школу  майевтики» С.И.Краснова.

 

           Итак, этапы формирования школьного проекта:

1.  С  чего  начать? В  любом  классе  проекты  начинались  у  меня  с  того,  что  я  на  протяжении  месяца задавала  ребятам  один и тот же вопрос: что  тебе  интересно?

    - Моя  семья,- говорил  ребёнок, и  мы начинали  думать,  что написать о семье. 

       О выдающихся  способностях?  Увы,  их нет. О  системе  воспитания? Нет,  не  то...

    - А  вот  в  семье  10  человек  детей,  и  я  люблю,  когда  мы  собираемся  на  праздники. Во  время  таких  бесед «по делу» мы выходим  на  идею  «Традиции  русской  семьи». Это самый  лёгкий  путь.

    - Что  ты  любишь?

    - Я  шоколад  люблю… О,  точно,    изучу  его  историю,  производство  и  пользу  как  продукта  для  человека!  

      Варианты:

    - Не, а  я  футбол  люблю…

    - Я занимаюсь тхэквондо!

     Таким  образом, вовлекая  ребёнка  в  работу, мы  приучаем  его к  самостоятельной  «добыче»  знаний, их  анализу,  выводам. Но!

     В 2011  году я  взяла  класс  детей, которые  «не  клюнули»  на   мою  наживку… Сделано  было  всё: выбраны  темы,  проведены  беседы  с детьми  и   родителями.  Но работа  не  пошла: из  24-х  детей  проектов было всего лишь 2: один  про  кошек, второй про художников-пейзажистов. Я  проанализировала   всю  ситуацию  и  решила изменить методику работы с этими детьми.

 

2.  Над  проектом  надо  работать  в  рамках  учебного  материала,  приравнивая  его  к  уроку. Будучи   историком  по  образованию,  я  вывела  на  проекты  свой предмет. И в  конце 2013 учебного года,  героически  выбрав  тему  из  учебников  6 класса, мы начали  готовить  каждый  свой  проект. Делали  всё  вместе  и  поэтапно (один  раз  в две  недели  я  объявляла,  над  чем работаем на данном этапе).

  • Читаем  свою  тему  в  учебнике;
  • Собираем  материалы  по  своей теме  в  Word-файл;
  • Составляем  к нему  план;
  • Подбираем  список  Интернет-ресурсов;
  • Пишем  введение: почему  взял  эту  тему, что  хочу  узнать, что  рассказать  товарищам?
  • Вывод: что  узнал  нового, что  удивило, что  могу  взять  для  своей  жизни?
  • Подбираем  картинки;
  • Составляем  план  для  презентации;
  • Гипотеза, если  получается…

 

        Всё  очень  простенько. Но  извините, не  дала  характеристику  учащихся. В конце  5-го  класса  у  меня  было  два  «хорошиста» из  24-х, остальные    не тихие «троечники»,  человек  7 заикаются, а  ещё треть  класса  имеют «3»  только  в  дневнике,   по-честному  - это  «2». Этапы  работы  контролировала  лично, то есть файл  собрали,  прислали, я  прочитала, что-то  добавила  или  убрала. И  так  4  месяца. Да,  я  видела, где  приложили  руку  родители,  но  главным всё же  было  дойти  до  цели:  сдать пробный экзамен  по  истории.  Во  время  экзамена  надо  было  показать  презентацию  и  рассказать  о  своей  работе. Это  были  публичные  выступления  перед  детьми и  учителями. Работой  я  осталась  довольна,  хотя те,  кто  на  уроке  имел  «5»,  вдруг  получал  «3»,  и  наоборот.

        В  это  время  на  моём  горизонте  появился  корабль «Школы  майевтики»  и  Сергей  Иванович  указал  путь  на  создание нового  учебника  истории. Конечно, я понимала, что  этих  высот  нам не  достичь, но  очень  хотелось «свежего  ветра»  и «морских  брызг»  в  лицо, чтобы   оживить проектную деятельность и сделать   в  следующем  году  что-то  новое.

         Осенний  семинар учителей  «Школы  майевтики», на котором происходил обмен   опытом  с  учителями,  подтолкнул   на  дальнейшие  подвиги.

          Курс  был  взят  на музейный  комплекс «Царицыно». Понятие   «разрозненный  проект»  и  способы его осуществления  осознавала  впервые. Решила  идти    уже  проторенной  дорожкой:  тема «Эпоха  Просвещения»  для  32-х  человек  в  классе. Составила  списки выдающихся  людей эпохи Просвещения Европы  и  России и  предложила  ребятам  на  выбор.

         На  моём  «корабле»  в  любой  момент  мог  назреть  «бунт»,  я  ходила  почти  по  краю  «гросс-мачты», и любое  моё  неумелое  действие,  неверно  «завязанный  узел» или  «перетянутый  канат» привели  бы  к  гибели  моего  «корабля». Ведь в начале  года  из  24-х  «бывалых  моряков»  у меня был  только  один,  не  выполнивший  проект.  Я его  поругивала,   воспитывала  вся  «команда», но  к  нам  присоединили  ещё 8  не «моряков»,  а  «пиратов»,   которые  не  только  не  умели  учиться и  работать  с  проектами,  но  и не  хотели. Я  удержалась  на  «капитанском  мостике».

           Работать  с самого начали в  сентябре, к декабрю  провели  открытый  урок  «Как  из  доклада  сделать  проект?» на  основе  проделанной  ребятами  работы. Самый  главный результат – готовность   к  выступлению  всех. Ответственность  и  горящие  глаза детей были  лучшей  наградой за  удержание  этой  высоты. Но  это  было  не  окончание,  а  начало  второго  этапа  работы. В  апреле  нас  ждала  музейная  конференция в  «Царицыно»,  добровольцев   на  участие   было  семеро. Собравшись,  стали  решать,  какую  тему  взять,  какая  ближе,  доступнее?

        Параллельно  надо  отметить, что  я  одна  не  вывела  бы  свой  «корабль»  из  этого  «бурного  моря»,  если бы  не  множество  людей,  которые  мне  помогали. Каждую  неделю  с  моим «экипажем»  занимались  Александр Докадин и  Иван Ананченко,  ведя  с ними  настоящие  «пиратские  войны»,  так как  в  этот  момент  даже  самые  «преданные  матросы» готовы  были  если  не  присоединиться  к  пиратам,  то  хотя бы  со  стороны  понаблюдать  за  этим  «абордажем». Мне  кажется,  что  тяжелей  всего аспирантам пришлось  с  женской  половиной, которой  были безразличны  высокие  материи. Девчат интересовали  более  земные   вещи: заколки, зеркальца, девичьи  пересуды  и  любовные  записки,  а  мы  им – проекты,  Просвещение… Порой,   наблюдая с  последней  парты    за  работой  Александра  и  Ивана,  я  чётко  видела:  здесь  у  нас  информационная  «дыра»,  здесь  не  умеем  доказать  свою  точку  зрения,  а  тут  не  можем  воспользоваться своими  знаниями.

         Другую  работу  вели  работники  музеев,  где  мы  успели  побывать  за  этот  год.  Своим  примером  они  приобщали  нас   к  знаниям, поощряя  порой  неловкие   шаги.

         Итак,  темы  выбраны: «Образование и  воспитание». Разобраны все  детские  работы,  начинается  систематизация новой работы. Мы  собираемся, задаём  вопросы,  сравниваем  систему  образования эпохи Просвещения  и   нашу современную школу: что  изменилось, что  осталось  нерушимым. Выступление  проходит  очень  живо  и  интересно.  Старшеклассники  обсудили  с  нами  на  конференции  спорные  вопросы; некоторые выводы, к которым пришли в ходе жарких дискуссий, удивили даже взрослых.

         Работа  года  выполнена.  На конец  года  у  меня  6  «хорошистов»  и  8  человек с 1 «тройкой» - мой  резерв. Наш  «корабль»  ждут  новые просторы  знаний,  и мы   надеемся,  что «лоцманы»  «Школы  майевтики»  помогут  в  проложении  верных  маршрутов,  путей  и  дорог.

 

Просмотров: 1438 | Добавил: NadezdaM | Теги: проектирование, школа майевтики, выездные сессии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]