12:43 Сначала было слово… |
Володичева Надежда Викторовна, педагог ГБОУ СОШ № 2009 Проектированием как средством познания мира, как способом получения образования я заболела давно. И каждый класс, который я получаю как классный руководитель, стараюсь заразить идеей проектирования и детей, и их родителей. Взрослым читаю лекции о том, что собственные проекты их детей развивают познавательные, творческие, умственные способности; расширяют кругозор и формируют взгляды ребёнка; способствуют самоутверждению и прочее. Детей учу, как сделать проект быстро, интересно, познавательно и блестяще его представить. Конечно, проекты не родились на пустом месте: я познакомилась с разными методиками и множеством педагогических теорий таких выдающихся педагогов, как Н.П.Капустин, Ю.С.Виноградов, Н. К.Винокурова, Н.Е.Щуркова, Е.Н, Саплина, поработала в тесной взаимосвязи с психологами и, наконец, встретила на своём пути «Школу майевтики» С.И.Краснова.
Итак, этапы формирования школьного проекта: 1. С чего начать? В любом классе проекты начинались у меня с того, что я на протяжении месяца задавала ребятам один и тот же вопрос: что тебе интересно? - Моя семья,- говорил ребёнок, и мы начинали думать, что написать о семье. О выдающихся способностях? Увы, их нет. О системе воспитания? Нет, не то... - А вот в семье 10 человек детей, и я люблю, когда мы собираемся на праздники. Во время таких бесед «по делу» мы выходим на идею «Традиции русской семьи». Это самый лёгкий путь. - Что ты любишь? - Я шоколад люблю… О, точно, изучу его историю, производство и пользу как продукта для человека! Варианты: - Не, а я футбол люблю… - Я занимаюсь тхэквондо! Таким образом, вовлекая ребёнка в работу, мы приучаем его к самостоятельной «добыче» знаний, их анализу, выводам. Но! В 2011 году я взяла класс детей, которые «не клюнули» на мою наживку… Сделано было всё: выбраны темы, проведены беседы с детьми и родителями. Но работа не пошла: из 24-х детей проектов было всего лишь 2: один про кошек, второй про художников-пейзажистов. Я проанализировала всю ситуацию и решила изменить методику работы с этими детьми.
2. Над проектом надо работать в рамках учебного материала, приравнивая его к уроку. Будучи историком по образованию, я вывела на проекты свой предмет. И в конце 2013 учебного года, героически выбрав тему из учебников 6 класса, мы начали готовить каждый свой проект. Делали всё вместе и поэтапно (один раз в две недели я объявляла, над чем работаем на данном этапе).
Всё очень простенько. Но извините, не дала характеристику учащихся. В конце 5-го класса у меня было два «хорошиста» из 24-х, остальные не тихие «троечники», человек 7 заикаются, а ещё треть класса имеют «3» только в дневнике, по-честному - это «2». Этапы работы контролировала лично, то есть файл собрали, прислали, я прочитала, что-то добавила или убрала. И так 4 месяца. Да, я видела, где приложили руку родители, но главным всё же было дойти до цели: сдать пробный экзамен по истории. Во время экзамена надо было показать презентацию и рассказать о своей работе. Это были публичные выступления перед детьми и учителями. Работой я осталась довольна, хотя те, кто на уроке имел «5», вдруг получал «3», и наоборот. В это время на моём горизонте появился корабль «Школы майевтики» и Сергей Иванович указал путь на создание нового учебника истории. Конечно, я понимала, что этих высот нам не достичь, но очень хотелось «свежего ветра» и «морских брызг» в лицо, чтобы оживить проектную деятельность и сделать в следующем году что-то новое. Осенний семинар учителей «Школы майевтики», на котором происходил обмен опытом с учителями, подтолкнул на дальнейшие подвиги. Курс был взят на музейный комплекс «Царицыно». Понятие «разрозненный проект» и способы его осуществления осознавала впервые. Решила идти уже проторенной дорожкой: тема «Эпоха Просвещения» для 32-х человек в классе. Составила списки выдающихся людей эпохи Просвещения Европы и России и предложила ребятам на выбор. На моём «корабле» в любой момент мог назреть «бунт», я ходила почти по краю «гросс-мачты», и любое моё неумелое действие, неверно «завязанный узел» или «перетянутый канат» привели бы к гибели моего «корабля». Ведь в начале года из 24-х «бывалых моряков» у меня был только один, не выполнивший проект. Я его поругивала, воспитывала вся «команда», но к нам присоединили ещё 8 не «моряков», а «пиратов», которые не только не умели учиться и работать с проектами, но и не хотели. Я удержалась на «капитанском мостике». Работать с самого начали в сентябре, к декабрю провели открытый урок «Как из доклада сделать проект?» на основе проделанной ребятами работы. Самый главный результат – готовность к выступлению всех. Ответственность и горящие глаза детей были лучшей наградой за удержание этой высоты. Но это было не окончание, а начало второго этапа работы. В апреле нас ждала музейная конференция в «Царицыно», добровольцев на участие было семеро. Собравшись, стали решать, какую тему взять, какая ближе, доступнее? Параллельно надо отметить, что я одна не вывела бы свой «корабль» из этого «бурного моря», если бы не множество людей, которые мне помогали. Каждую неделю с моим «экипажем» занимались Александр Докадин и Иван Ананченко, ведя с ними настоящие «пиратские войны», так как в этот момент даже самые «преданные матросы» готовы были если не присоединиться к пиратам, то хотя бы со стороны понаблюдать за этим «абордажем». Мне кажется, что тяжелей всего аспирантам пришлось с женской половиной, которой были безразличны высокие материи. Девчат интересовали более земные вещи: заколки, зеркальца, девичьи пересуды и любовные записки, а мы им – проекты, Просвещение… Порой, наблюдая с последней парты за работой Александра и Ивана, я чётко видела: здесь у нас информационная «дыра», здесь не умеем доказать свою точку зрения, а тут не можем воспользоваться своими знаниями. Другую работу вели работники музеев, где мы успели побывать за этот год. Своим примером они приобщали нас к знаниям, поощряя порой неловкие шаги. Итак, темы выбраны: «Образование и воспитание». Разобраны все детские работы, начинается систематизация новой работы. Мы собираемся, задаём вопросы, сравниваем систему образования эпохи Просвещения и нашу современную школу: что изменилось, что осталось нерушимым. Выступление проходит очень живо и интересно. Старшеклассники обсудили с нами на конференции спорные вопросы; некоторые выводы, к которым пришли в ходе жарких дискуссий, удивили даже взрослых. Работа года выполнена. На конец года у меня 6 «хорошистов» и 8 человек с 1 «тройкой» - мой резерв. Наш «корабль» ждут новые просторы знаний, и мы надеемся, что «лоцманы» «Школы майевтики» помогут в проложении верных маршрутов, путей и дорог.
|
|
Всего комментариев: 0 | |