Проектные сессии
Цель выездов – сформировать у участников выезда понятие «проект», «нормы проектирования», «гуманитарный проект», провести квалифицированную экспертизу представленных учащимися и педагогами проектов. Работа на сессиях строится следующим образом: на пленуме происходит презентация проектов участников выезда с небольшим комментарием авторов. Затем все присутствующие в зале разбиваются на группы по интересу к проекту или озвученной теме.
Работа в группах предполагает более детальную проработку проекта, обсуждение возможных путей его развития и улучшения. На последующем пленуме производится рефлексивный анализ проектов участниками обсуждения.
Проектные чтения
Цель выездов – создать условия для более полного овладения участниками материалом литературы, помочь сформировать свое уникальное понимание, создать свой творческий продукт. Проводятся раз в год, продолжительность 3-5 дней, каждый выезд имеет свою тему и программу.
По материалам выездов создаются сборники созданных участниками произведений (сказок, повестей, стихотворений, эссе, рассказов, сочинений, критических статей).
34 сессия (февраль, 2013). Проектные чтения "Сказки народов мира" и Ф.М.Достоевский "Кроткая". Альманах.
40 сессия (март, 2014) . Проектные чтения "Сказки Ш.Перро" и М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита". Альманах.
44 сессия (апрель, 2015). Проектные чтения "Пикник на обочине" А.и Б.Стругацкие. Материалы.
Первая Пермская проектная школа (октябрь, 2013): М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита". Альманах.
Вторая Пермская проектная школа (март, 2014): "Тень" - сказка Андерсена и пьеса Шварца. Альманах.
Литературный проект "Дети детям". Альманах детских рассказов "[Не]придуманные истории", 2015-2016
Литературный проект "Дети детям". Альманах детских рассказов "[Не]придуманные истории -2", 2016-2017
Итоги проектных чтений по пьесе Шварца "Тень" Сборник рассказов "Тень-3" 2018-2019
Интересная инновация, предлагаемая нами для участников выезда - мастерские. На занятиях происходит демонстрация различных видов деятельности настоящими "мастерами" : педагоги, режиссеры, филологи, психологи, операторы и представители других профессий предъявляют образцы культурно-ценностного самоопределения к своему делу. Это очень увлекает и заставляет ребят задуматься о выборе своей будущей профессии. Примеры мастерских:
Кандидат филологических наук, Валерий Вячеславович Пазынин. Мастерская "Анализ художественного текста".
Режиссер и актер Театра Гомера, театральный педагог Владислав Костюк. Мастерская «Возможности социоигровой технологии».
Фильм по мотивам работы на 44 сессии
Театральные проектные сессии
Одна из форм организации проектной работы с детьми в школе майевтики – театральные сессии. Цель выездов - глубокий детальный анализ драматических произведений с целью поиска основной идеи и написания собственной пьесы, подтверждающей, развивающей или опровергающей идею автора анализируемого произведения.
Коллективное обсуждение произведения, множественность точек зрения на произведение и наличие различных (по ценностным ориентациям, уровню образования, профессии, возрасту) позиций позволяет значительно расширить контексты понимания, провести значительно более глубокий анализ идеи, проблематики и способа работы автора. Написание своего же произведения заставляет провести «ревизию» собственных ценностей и самоопределиться к точке зрения автора. Работа над постановкой собственной пьесы способствует развитию коммуникативных, организаторских навыков всех участвующих в этой работе.
Таким образом, создается поле широких возможностей для развития личностных и метапредметных способностей участников сессии: когнитивных, рефлексивных, аналитических, креативных, коммуникативных, организационных.
Идея 30 сессии: На материале любого (небольшого по объему) драматического произведения одного из авторов (О`Генри, Чехов, Моэм) разграничить понятия «инсценировка» пьесы и «театральный проект» (то есть, первый вариант – постановка пьесы по тексту автора, второй, после обсуждения и обработки – с привнесением собственных контекстов и смыслов).
Тема 42 проектной сессии - "Жизненная позиция - результат жизненного выбора", рекомендуемое для анализа произведение - пьеса "Старший сын" Вампилова. Результатом стали три новых продолжения пьесы и два самостоятельных произведений авторов из 113 школы. Ссылки для желающих ознакомиться с результатами:
"Старший сын-2", "Старший сын. Продолжение","Свой сценарий", Пьеса "ЗАЯ", Пьеса "СЫН".
Читка одного из продолжений записана здесь.