Приветствую Вас, Гость

   Мы — это детско-взрослое философско-методологическое образовательное сообщество, которое сформировалось в результате совместной деятельности ученых, педагогов, студентов и школьников города Москвы, направленной на создание и развитие теории гуманитарного проектирования.
   Организаторы Школы майевтики — научные сотрудники Центра исследований  инновационной деятельности в образовании "Института стратегии развития образования российской академии образования", у истоков также стояли педагоги московских школ: № 200, 568, 108, 1008, 53, 2009 (1979), 626 им. Н.Сац, 113, 274, 185, 1678, 1681, 170 им. Чехова, Пушкинского лицея № 1500, и других. Волонтеры Школы майевтики — выпускники вышеперечисленных школ, а ныне студенты и выпускники различных московских ВУЗов.

ПОДРОБНЕЕ О НАШЕЙ КОМАНДЕ

КРАСНОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

   Родился в 1962 г. В 1983 г. закончил обучение на кафедре шахмат Института физкультуры, где и был оставлен в качестве преподавателя. Через два года сюда пришел работать Н.Г. Алексеев, так началась новая биография - как его ученика. С того момента на кафедре постоянно проходило несколько методологических семинаров. Тогда с помощью игротехнической команды Ю.В. Громыко под руководством Н.Г. Алексеева проводились Организационно-деятельностные игры (ОДИ) для решения профессиональных проблем шахматного спорта. К 1988 г. этап знакомства с методологическим и игротехническим движением, ученичества, профессионального и «по жизни» самоопределения был завершен, и начался другой этап – профессионального проведения игр. С осени 1988 года и по 2000 год был участником, игротехником, методологом и руководителем более 100 ОДИ. В последний период (он продолжается и по сей день) под «знаменем» ценностной программы с опорой на гуманитарный подход занимается исследованиями обучения методам проектирования школьников. В 1987-2002 гг. с Р. Каменским провел не менее ста ОДИ с детьми (Роман был неизменно вторым руководителем игр), в конце концов найдя их смысл и форму, адекватную детскому сознанию. С 2001 года мы проводим проектные сессии (в среднем по три в учебный год) «Школы майевтики». Сначала активными участниками, а затем и организаторами ее стали педагоги: И. Тиханушкина, Т. Джурже, О. Курцева, О. Мещерякова, Т. Федорищева, Н. Малышева, Ю. Сергеенко и др.; сначала школьники, потом студенты и аспиранты: И. Гришина, Е. Матюнин, А. Докадин, И. Ананченко, Т. Мялкина и др. Смысл этой работы видит в том, чтобы дети в созданной искусственной проблемной ситуации проявления разных жизненных позиций, может быть, впервые в жизни осознали занимаемую ими позицию. Через разные оценки увидели бы ее достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны, и начали ее развивать в соответствии со своими смыслами и ценностями. До 2015 руководил лабораторией проектирования систем и технологий инновационной деятельности в образовании в Институте инновационной деятельности РАО. После реорганизации данного института - старший научный сотрудник Центра исследований инновационной деятельности в образовании "ИСРО РАО".

МАЛЫШЕВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

   Окончила московский государственный открытый педагогический институт в 1992 году по специальности учитель математики, информатики и вычислительной техники. С 1992 года работала в школе № 53 учителем, затем исполняющим обязанности заместителя директора по воспитательной работе. С 2004 года активно участвовала в работе городской экспериментальной площадки «Система проектной деятельности как средство развития образовательной среды», в результате чего и познакомилась с организаторами Школы майевтики – Сергеем Красновым, Романом Каменским и Сергеем Плахотниковым. Основной целью первых поездок было развитие собственной дочери, Александры, затем группы ребят из моего класса (Исеева Ольга, Митина Юлия, Гальперин Юрий и др.). Постепенно Школа майевтики стала одним из основных смыслов моей жизни. В настоящее время являюсь участником и организатором более 30 выездных проектных сессий для педагогов и учащихся образовательных учреждений города Москвы и Пермского края. С 2010 года у меня в Школе майевтики появилось свое направление: работа с кинопроектами и, как подведение итогов этой работы, – ежегодный кинофестиваль «Мировая идея». С 2011 года я соискатель, затем аспирант ИнИДО РАО (Институт инновационной деятельности в образовании Российской академии образования). В данный момент являюсь  научным сотрудником  Центра исследований инновационной деятельности в образовании "ИСРО РАО" (Института стратегии развития образования Российской академии образования). В своей работе ориентируюсь на гуманистические принципы организации обучения, при котором главным является учет индивидуальных особенностей каждой личности; сторонник системно-деятельностного подхода в образовании (развитие мышления и позиции учащихся посредством воспитания из них субъектов деятельности, как учебной, так и проектной).

                                                           

СЕРГЕЕНКО УЛЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА,                                                        БАРАНОВА ЭЛЕОНОРА ГЕННАДЬЕВНА, 

педагог Лицея № 1561                                                                                       педагог Лицея № 1561

                                                           

ВОЛОДИЧЕВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА,                                                 ТРЕПАЛИНА ТАИСИЯ ВЛАДИМИРОВНА,

педагог школы № 2009                                                                                      педагог Лицея № 1561

АНАНЧЕНКО ИВАН ВАЛЕНТИНОВИЧ

   "Должность" в "Школе майевтики" - организатор и координатор проектов.

   С деятельностью «Школы майевтики» познакомился летом 2003 года, когда попал на первую для себя (четвёртую в общей истории) проектную сессию «Школы майевтики», которая проходила неподалеку от города Бердянск на Азовском море. Поездка надолго отложилась в памяти, этому способствовало много факторов: интересная тема, хорошая компания и мое первое знакомство с морем. Главное, что вынес для себя из той поездки, что с людьми, которыми познакомился на море, хочу продолжать общаться и в Москве. Среди этих людей оказались Краснов С.И., Каменский Р.Г., Мусина И.А. С тех пор стал регулярно ездить на выездные сессии, а на третьем курсе университета понял, что хочу с этими людьми делать общее дело. Так, постепенно начал работать на выездных сессиях игротехником, чуть позже стал помогать в организации выездов. После окончания ВУЗа и аспирантуры понял, что хочу продолжать работать в сфере образования. Сейчас в команде «Школы майевтики» занимаю позицию координатора и администратора проектов. Наряду со «Школой майевтики» с 2009 года разрабатываю и реализую собственный музыкальный проект «Эмпирическим путем»; с 2012 года развиваю в деятельности «Школы майевтики» проектно-музыкальное направление, одним из результатов которого стал музыкальный фестиваль молодых исполнителей «Брошенный вперед»;с 2013 занимаюсь развитием направления выездных сессий «Школы майевтики» в Чехию.

 

КАМЕНСКИЙ РОМАН ГЕННАДЬЕВИЧ

   На свою первую ОДИ я попал «совершенно случайно» в октябре 1987 г. Поступив в Институт физкультуры (ГЦОЛИФК) по семейной традиции, к концу 2-го курса я, побродив по данному учебному заведению с кафедры на кафедру в поисках Науки, окончательно решил все же реализовать школьные мечты и поступить на математический факультет хоть какого-нибудь «приличного» вуза, благо два года службы в армии были уже позади. Все родственники дружно переполошились и решили найти мне настоящего научного руководителя. После встречи с С.М. Зверевым я попал на какие-то очень странные семинары, проходившие в нашем институте на кафедре шахмат (позже я узнал, что они шли после нескольких ОД игр, проведенных командой Ю.В. Громыко на этой кафедре).

   Собирались люди в комнате, рисовали мелом на стенах и на двери (доски не было) каких-то «туалетных человечков», очень увлеченно обсуждали, чем позиция методиста отличается от позиции методолога, приходя в итоге к очень для меня в ту пору странному выводу о том, что методолог (а) выше, (б) его позиция дважды рефлексивная и (в) поэтому надо рисовать две «звездочки рядом с головой человечка на доске». На следующих семинарах я понял, что позиция методолога «круче», чем какая-либо другая позиция вообще, что методолог должен разбираться во всех вопросах лучше любого профессионала и что – самое главное – «методология может все»! Оставалось неясным только, что это за зверь такой скрывается под названием «методология» и к какой науке это имеет отношение.

   Потом была игра, которой руководил Н.Г. Алексеев. После встречи с ним жизнь поделилась на «до» и «после», продолжающееся по сей день. Никита Глебович предстал для меня тогда в образе мудрого Каа, который страстно пытался запустить мыслительные процессы в головах окружавших его «бандерлогов». ОДИ в исполнении НГ решило мою судьбу в пользу методологии.

   Прикладной стороне игротехники и методологии я учился у Зверева, а фундаментальным вещам – таким, как совесть, мышление, рефлексия, умение уважать других, – у Алексеева.

   В 1987-88 гг. начался первый период обучения. Иногда НГ сам проводил игры, но больше любил, чтобы их вели другие, а он при этом мог быть методологом и организатором рефлексии. Часто отправлял своих учеников на игры к другим руководителям. В феврале 1988 г. я участвовал в юбилейной И-60 в Калининграде по теме: «Эксперимент и экспериментирование в системе повышения квалификации кадров» под руководством Г.П. Щедровицкого (игротехником в нашей группе была Л.М. Карнозова). Так я увидел другой полюс методологии, что окончательно убедило меня в том, что если люди такого масштаба,  как Никита Глебович и Георгий Петрович, занимаются этим делом, то ему не грех посвятить свою жизнь.

   А спустя еще два месяца я участвовал в игре по разработке концепции развития пионерлагеря «Артек», которую проводили Сергей Попов и Петр Щедровицкий – фантастический тандем «зубодробительной» игротехники и «высоколобой» методологии. На этой игре познакомился Сергеем Плахотниковым, с которым дружу до сих пор.

   В октябре того же года Алексеев провел свою первую «большую» ОДИ с одним из пермских оборонных заводов, где я впервые был игротехником, и, как выяснилось в конце игры, я, студент 3-го курса института физкультуры, учил собравшихся в группе взрослых дядек с «ящика» нормам стратегического мышления!.. Потом был вместе с НГ соруководителем игры с крупным приватизационным фондом, были игры с заводами, обкомами, депутатами разных уровней и т.п.

   Параллельно с ученичеством в большой команде Алексеева-Зверева мы вместе с Сергеем Красновым, Наташей Поповой (моей женой – с того времени и навсегда), Володей Рябцевым стали организовывать свои ОДИ с детьми. Это оказалось самой трудной и в то же самое время самой творческой задачей. В этих играх возник «…наш союз!» с Красновым – как профессиональный, так и дружеский, который для меня остается главным результатом всех «методологических и игротехнических» усилий.

   С 1991 г. сфера наших с Сергеем интересов окончательно переместилась в область инновационного образования. Вместе с Виктором Зарецким мы занимались проектированием и реализацией различных инновационных программ развития педагогических коллективов, систем регионального образования, общественных организаций, работающих с детьми с особенностями в развитии, создавали и налаживали работу экспертных советов. Одним из важных итогов этой работы стало складывание пермской команды, в которую вошли Виктор Имакаев, Сергей Шубин, Радик Губайдуллин, Елена Пототня, Валентин Ворошилов.

   В настоящее время мы с Сергеем Красновым наконец-то достигли достаточного уровня профессионализма, чтобы у нас стало получаться всерьез и продуктивно проводить «умные» игры с детьми (предварительно около двадцати лет потренировавшись на взрослых и серьезных дядях и тетях и занимаясь играми с детьми как хобби). Примерно с 2000 г. методологическая работа с детьми стала нашей основной проектной и исследовательской программой.

   С 2001 года совместно с Сергеем Красновым, замечательными московскими учителями, студентами и учениками, которые представлены на этом сайте, проводим проектные сессии «Школы майевтики» для того, чтобы дать детям и взрослым возможность  определиться со своим призванием и начать развиваться в выбранном направлении.

   Основным результатом участия в методологическом движении считаю подаренную мне возможность в «эпоху перемен» остаться порядочным человеком, способным мыслить и действовать. Причем не в одиночку, а вместе с замечательными людьми – моим учителем Н.Г.Алексеевым и друзьями: С. Красновым, С. Плахотниковым, Н. Каменской, Е. Пототней, В. Имакаевым, Р. Губайдуллиным, С. Шубиным, Л. Алексеевой, А. Маршаком.