автор статьи: Ананченко Иван Валентинович
Предлагаемый курс состоит из трех разделов, последовательно идущих друг за другом и длящихся по 72 часа каждый. Занятия проходят каждую неделю продолжительностью от 45 до 90 минут.
Каждый раздел курса направлен на развитие определенных способностей, необходимых для конкретного уровня проектирования. Опыт проведения занятий по проектированию позволил выделить три необходимых этапа курса:
1. Пропедевтика проектной деятельности. На этот этап попадают все те, кто только знакомится с проектной деятельностью. Чередующиеся практические и теоретические занятия направлены на формирование первичных способностей проектировщика, без которых проектирование невозможно. Разработчиками курса выделяются такие способности как понимание, коммуникация и ответственность.
2. Организационное проектирование. На этом этапе обучающиеся осваивают целеполагание, анализ ситуации, командообразование, планирование, поиск ресурсов и партнеров, осуществляют реализацию проекта и контроль над реализацией. Особенностью данного этапа является то, что ученик пытается разработать проект в соответствии с целью, поставленной не им самим. На этом этапе будущий проектировщик выступает в качестве исполнителя, проходя при этом все этапы проекта. Одной из ведущий способностей на этом этапе становится рефлексия. Главным результатом этого этапа становится проектное действие или реализованный проект.
3. Гуманитарное проектирование. Особенностью гуманитарного проектирования является то, что объектом проектирования становится сам проектировщик. Иначе говоря, на данном этапе осуществляется построение индивидуальных траекторий развития участников курса. Участник на данном этапе становится не просто исполнителем какой-то определенной работы, он выступает в качестве автора проекта, определяя актуальную для себя проблему, формулируя цель своего проекта, предлагая идею по решению данной проблемы и проводя итоговую рефлексию своей деятельности. Этот этап является наиболее трудным из всего курса и требует максимальной включенности ребенка в процесс. Основная способность, развиваемая на данном этапе - это рефлексия. Рефлексия (лат. Reflexio - отражение, обращение назад) - в данном контексте понимается как деятельность индивида по анализу собственной проблемной ситуации, выявлению своих смысловых, ценностных оснований, средств деятельности, оформлению собственной деятельностной и личностной позиции и соотнесению ее с другими позициями, проходящая в форме индивидуальных и групповых мыслительных и деятельностных актов, зафиксированных в устной и письменной речи.
Таким образом, каждый этап курса позволяет последовательно осваивать определенные способности и знания в соответствие с конкретными возрастными особенностями обучающихся, хотя этапы курса жестко к возрасту не привязаны.
полный текст статьи можно скачать по ссылке: http://humanproject.ru/nashi_publikac/ananchenko_i.v-tekst_kurs_pd_uchashhikhsja.docx