23:37 53 сессия Школы майевтики. Башкирия. | |
19-24 декабря 2018 прошла очередная выездная проектная сессия. И мы с полным правом можем причислить этот проектно - образовательный выезд к сессиям Школы майевтики. Участниками ее стали учащиеся Лицея № 1 города Салават. Пока осмысливаются итоги и пишется рефлексия - предлагаю ознакомиться с фотографиями и программой выезда.
Рефлексия проектных чтений в городе Салават С.И.Краснов 1. Новое в организации. Новые родители, новый заказчик, новые дети. Впервые в жизни мы проводили проектные чтения в совершенно новом для нас месте, ни разу до этого не встретившись ни с детьми, ни с их педагогами и родителями, ни даже с заказчиком этого мероприятия. Участники (это два класса пятого и девятого первого лицея города Салават Башкирии, педагоги и родители – всего около 50 человек) только познакомились с программой и прочитали текст пьесы Е. Шварца «Тень», подготовили материалы к творческим вечерам. Впервые в истории «Школы майевтики» прочитали текст ВСЕ. Дети, в пятый класс отобранные из четырех четвертых, в девятый физико-химического профиля отобранные победители городских олимпиад. Лучшие из лучших. Родители и взрослые очень разные: бабушка, семья с еще более маленьким ребенком, представители инженерно-технической интеллигенции, классные руководители, завуч лицея, охранники. Работали все участники все четыре дня. Программа выполнена на 100%. Что это было? Организационно-деятельностная игра, приспособленная к возможностям детей? Проектные чтения в рамках концепции «Школы майевтики»? Или все-таки удалось совершить «скачок» к новому качеству, еще не имеющего исторических прототипов и названия? Попробуем выделить новое. Работа с культурным текстом, хотя и остается важнейшей составной частью нашей практики, но появились новшества. Выделение смысла, который имел в виду автор, больше не является приоритетной задачей. Анализ текста впервые проводился позиционно. Что это значит? Во вступительном слове мною было сообщено, что мероприятие посвящено ответу на вопрос для каждого его участника «Кто Я?» Участникам «игры» предлагалось отождествиться с персонажем, поступки которого волнуют и далее анализировать события пьесы только с его точки зрения. В первый день надо было занять позицию, если необходимо – во второй день ее поменять, во второй и третий день попытаться понять проблему ее реализации (на кого она натыкается при реализации, кто ее друг и враг?), в четвертый день предъявить решение или идею ее (то есть своей позиции) реализации. Кроме того, во вступительном докладе говорилось о «маленьком человечке», который сидит в большом каждом из нас, который или спит или управляет и корректирует его действия. И в процессе нашего совместного движения мы это четко увидим. 2. Движение по дням. Пятиклашки, хотя задолго до начала мероприятия выбрали самых разных персонажей, в первый день под влиянием родителей и классного руководителя «сбились» в две группы – антиподы, «Ученый» и «Тень». Один из девятиклассников спросил: «Что делать, если ни один из персонажей пьесы не волнует?» Я ответил: «Придумать своего. И начинать действовать в сказке от его имени». Тогда он сказал: «Я буду наблюдателем!» И создал группу из 6-7 человек. Все девочки, кроме одной, объявили, что они образуют группу «Аннунциата». К ним примкнули Дан и два Алексея. Группа оказалось очень большой. Оставшиеся четыре парня долго боролись с собой и, наконец, выжали, что они буду «бороться с тенью». Даша, которая заявила группу «Доктор», и к ней самоопределились два педагога, в таком составе к работе не приступила. Даше пришлось присоединиться к предыдущей группе. Больше всего перемешивались в течение четырех дней пятиклашки. Мальчики в итоге сбились в свою кучу. Часть девочек попробовала «поиграть» за «Джулию», лидеры отрывали от дружного коллектива минимально необходимое количество голов и уносились воплощать свои замыслы. Группы, образованные девятиклассниками, стойко держались в своих составах до конца. Но, заняв определенные позиции, не могли не критиковать действий друг друга. Так, группа «наблюдателей» в первый же день получила за «не включенность» и «закрытость» своих ценностных оснований. Группа сделала выводы и больше докладов до последнего дня не делала. Группе «Аннунциата» шли претензии по количеству людей в группе и количеству работающих и выступающих на пленумах. Например, всем было ясно, что пара Леш просто прячутся за спинами девочек. «Борьба с тенью» шла с переменным успехом. Видно было, что ребята не прочь повторить блестящую карьеру тени, но с некоторой корректировкой на финише. Анализ заключительных выступлений групп. Чрезвычайно любопытными были заключительные постановки проектных групп. Так, пять мальчиков пятиклассников прочитали каждый свою, совершенно одинаковые душераздирающие истории о бедном дедушке-воре, который во время Великой отечественной войны перековался в партизана и стал достойным гражданином Великой Родины. Тут надо сказать родители явно перестарались. Вторая постановка пятиклашек из смешанной группы была о пробуждающейся совести, что отражало идею «пробуждения маленького человечка в большом». И только третья группа, состоящая из Наташи и еще одной девочки, написала и поставила пьесу по проблеме «Как стать творческим человеком»? Их ответ: «Найти другого творческого человека!» «Борцы с тенью» весь день, вечер и ночь снимали боевик, но фильм по каким-то причинам так и не увидел свет. Но ребята, видимо, так долго репетировали, что смогли легко и красиво показать нам историю из «Крестного отца», где бедняк женится на дочери «самого» и что с ним потом за это потом будет. Проблема карьеры поставлена, средств ее решения явно не хватает. Поскольку сюжет заимствован из Голливуда, то напрашивается совет: «Пора начинать читать серьезную литературу». Группа «Аннунциата» в лице двух девушек предложила одну из версий популярной серии «любовного романа». Проблема реальная – исполнение мечтательно-фантазийное. Даша вернулась к теме Доктора. А именно: почему этот человек дошел до жизни такой? Она начала писать роман, из которого становится ясно: доктор потерялся потому, что потерял близкого себе по духу творческого человека. Таким образом, Наташа и Даша увидели и нашли решение проблемы, только посмотрели на нее с разных жизненных проекций. Даша уже потеряла, а Наташа ищет и находит того, с кем можно творить. Самым проблематизирующим выступлением была постановка группы «наблюдателей». Они фактически разыграли ту же пьесу, но расставили свои акценты. Первый. Ученый не любит Аннунциату, его любовь к принцессе носит фантазийный характер, он совсем не знает ее. Вообще, ученый - слабый человек, ничего не понимающий в отношениях между людьми, да и свои знания в области истории нигде ни разу не применяет. Его тень – беспринципный карьерист и потому обязательно будет разоблачен. «Наблюдатель» будучи свидетелем известных в пьесе событий пытается предостеречь и ученого и его тень от глупых поступков. К сожалению, они продолжают упорствовать и поэтому закономерный финал. Оба главных героя умирают. Принцесса отправляется в дальнее путешествие за более достойным женихом, а Аннунциата выходит замуж за людоеда Цезаря Борджиа. Просто других молодых людей в этой стране больше нет.
3. События. Основными событиями для меня были увиденные мною люди и занимаемые ими позиции от школьников - Дан (честность), Наташа и Даша (креативность), Рамиль (трезвый взгляд). От педагогов - классный руководитель Ирина Викторовна: « Вы что-то с нами сделали, а что не пойму!» От родителей - Евгений: «Жил и никогда не задумывался, в чем смысл моей жизни?» От заказчика: «Мое требование к детям – быть все время чем-то занятым и не врать». 4. Новое в содержании. Проектные чтения успешны, если проводятся в рамках уже реализующегося социально-культурного педагогического проекта. В данном случае педагогического проекта нашего заказчика. Обсуждать текст автора, а также и писать, и обсуждать тексты детей надо с первого дня. 5. О развитии и проектном самосознании. Диагностика креативности. Развитие проектного самосознания возможно только в команде обладающих собственной позицией креативных людей. В нашем случае такой командой могли бы быть Наташа, Даша, Дан, Рамиль. Критические функции частично могли бы осуществлять несколько девочек из группы Аннунциата и группа «Борьба с тенью». Это, так сказать, инновационно-интеллектуальный потенциал исследуемого педагогического проекта.
Диагностика образовательных результатов согласно системодеятельностного подхода Н.В.Малышева 1. Личностно-ценностная сфера. Явленные в процессе детско-взрослого проектирования ценности: 5 класс и родители: совесть, дружба, борьба с врагом в партизанском отряде. Названная, но пока слабо демонстрируемая пятиклассниками ценность – мышление. 9 класс: любовь, карьера, рациональное мышление и поведение. Слегка – критическое мышление. Практически отсутствует характерное для данного возраста свободолюбие, стремление к самовыражению собственной личности, экспериментирование. Не проявилась национальная, религиозная, политическая самоидентификация. Личностное ядро и мировоззренческую позицию продемонстрировали Даша, Рамиль, Дан. У остальных – либо еще не сформирована, либо хорошо скрываема. 2. Мышление. В массе своей учащиеся продемонстрировали четко выраженное алгоритмичное мышление, привычку к схематизации, логику. Слабая сторона – репродуктивный характер, креативного элемента маловато. Отсутствие контекстного мышления, нет исторических, политических, литературных контекстов (точнее, у 9-классников они есть, но на уровне 5-классников средней московской школы). Довольно низкий уровень критичности и самокритики в целом (это не значит, что этого нет, возможно, нет привычки это проявлять). 3. Коммуникация. Учащиеся хорошо социализированы, нормально работают в группах. Однако, характер взаимодействия различный: «Наблюдатели» - рабочая группа с одним ярко выраженным лидером; «Аннунциаты» - манипулятивное управление «из-за спины», есть честные исполнители и удобная среда для имитаторов, которых «покрывают». Более-менее равноправные партнеры в группе «Бой с тенью». В идеале, нужно стремиться к культивированию коопераций по типу проектной команды: совместный замысел, в котором учтены цели всех участников, совместная реализация и распределенная ответственность. Про 5-классников пока сложно, большая роль родителей в организации, и это хорошо на этом этапе. Думаю, они сами многое увидели и поняли про себя и своих детей. В дальнейшем полезно будет предоставление большей свободы действий, но с обязательным обсуждением результатов. Рекомендовала бы культивировать работу в разновозрастных группах, воспитывая, таким образом, некоторую ответственность у старших. 4. Деятельность. 100% выполнение программы подчеркивает высокую организационную и исполнительскую культуру участников. Но необходимо учиться ставить собственные цели, подбирать и вырабатывать средства для их достижения. Следующий рекомендуемый этап – развитие рефлексивного отношения к собственной деятельности, для начала по схеме: цель-средство-результат. Далее - более сложная, проектирования: замысел - реализация – рефлексия. В чем, по моему мнению, опасность недоразвития духовно-нравственной сферы? Упор на техническое образование и социализацию приводит в результате к формированию высококлассного «послушного исполнителя» по типу немецких специалистов времен Второй мировой войны, которые некритично выполняли заказы на конструирование и производство газовых печей. Не хотелось бы повторения. Мои опасения не относятся только к данному сообществу в городе Салават. Эта тенденция слишком сильна и в Москве, к сожалению.
Видеоматериалы сессии: Вступительная лекция. Зачем нам "маленький человечек"? Учебные проекты:
| |
|