Приветствую Вас, Гость
Главная » 2020 » Февраль » 25 » 56 сессия Школы майевтики. Том Сойер. Финал.
12:25
56 сессия Школы майевтики. Том Сойер. Финал.

56, и последняя,  сессия школы майевтики.


Малышева Надежда


   В исторический момент на сцене школы майевтики присутствовало около 40 человек: основная группа (20) – из 2009 школы Южного Бутова под руководством Надежды Викторовны, где самыми заметными были «старожилы»: Лиза, Даша, Арина, Савва и Гоша; (10) – новички из школы № 2 города Химки;  самостоятельно прорвавшиеся пятеро лицеистов: Сережа, Яша, Сева, Коля и Марина; София с двумя подругами, Альбиной и Диной. Из взрослых - мы, Женя – наш бессменный звукорежиссер, Милена Комарова – наш с детства фанат, а теперь студентка, проводящая филологические мастерские и Антон Куприянов. 
Материалом очередных проектных чтений стала едва ли не самая известная книжка детства – «Приключения Тома Сойера».


   Казалось бы, что нового можно усмотреть  в книге, читанной - перечитанной с детства? Оказывается, даже простые «детские сюжеты» могут подтолкнуть к очень важным разговорам: о позиции человека в жизни и страхе смерти, о манипуляции и ее правомерности, о взрослой ответственности и детской безответственности Если дать возможность иметь своё мнение. Предложенный «чистый лист» постепенно заполняется набросками разных смыслов. В первый день только начали складывать мозаику. 
   Ко мне с высоты педагогического опыта пришло понимание, зачем все это Марк Твен затеял. Если внимательно проанализировать «мораль» каждой главы, интересная получается картинка.
«Они говорили друг другу, что скорее согласились бы сделаться на один год разбойниками в Шервудском лесу, чем президентами Соединенных Штатов на всю жизнь». (После игры с Джо Гарперрм в Робин гуда)
   «В следующее мгновение он был уже во дворе и бесновался, как индеец: вопил, хохотал, гонялся за мальчиками, прыгал через забор, рискуя сломать себе ногу или голову, ходил вверх ногами, кувыркался – словом, выделывал все, что только мог придумать, а сам все время косился исподтишка на Бекки Тэтчер: видит она это или нет». (Выздоровление Бекки Тетчер)
«В конце концов сам собой напрашивался вот какой вывод, и его никак нельзя было обойти: взять потихоньку что-нибудь сладкое – значит «стянуть», взять же кусок грудинки, окорок или другие ценности – значит просто-напросто «украсть»; а на этот счет имеется заповедь в библии. И про себя они решили, что, пока будут пиратами, ни за что не запятнают себя таким преступлением, как кража. Тогда совесть успокоилась и объявила перемирие, и непоследовательные пираты мирно уснули». (Сбежали из дома, чтобы пойти в пираты)
«– Гек, я бы тебя принял, непременно принял, но что люди скажут! Скажут: «Ну уж и шайка у Тома Сойера! Одна рвань!» Это про тебя, Гек. Тебе самому будет неприятно, и мне тоже.
 Гек долго молчал, раздираемый внутренней борьбой. Наконец он сказал:
 – Ну ладно, поживу у вдовы еще месяц, попробую; может, как-нибудь и вытерплю, если вы примете меня в шайку, Том». (В заключение)

 

   Свободолюбие, благородство и великодушие – вот что хотел увидеть и воспитать в американских детях Марк Твен. Поэтому иронизирует над их попытками манипулировать, усыпить свою совесть, да и просто проказничать. И объявляет беспощадную борьбу ханжескому воспитанию в воскресной школе. Где Библию можно получить за зубрежку 2000 стихов, а можно просто выменять на билетики; где основной стимул к учебе – физическое наказание за провинность; где нет места полету мысли и детской фантазии.

          


   Те, кто имеет за плечами неоднократный опыт поездок, надеюсь, прорвались к смыслу. Каждый к своему.
   Во второй день кто-то один, кто-то вдвоём, а кто-то группой осваивает позицию автора. Безобидные истории о дружбе и первой любви, о космических приключениях, облекаемые в текст, становятся первой ступенькой на пути формирования субъектности. Поговорив об идеях и их воплощении, участники выезда перешли к актуальным проблемам образования и попытались отрефлексировать свою позицию в обучении. Кто не спрятался, тот написал на доске своё заветное желание  (ЗАБЕРИТЕ МЕНЯ ОТСЮДА). Откровение Лизы выделилось ярче других: «мы приезжаем в Школу майевтики отдыхать от безделья школы».
   Обсуждения, споры, мастерские привели к созданию нескольких постановок, две из которых можно с полным правом назвать спектаклями. 

 

               


   Ребята из Школы N2 Химок с юмором и задором продемонстрировали возможности групповой работы под управлением своего замечательного руководителя, учителя истории Антона Валерьевича.
Выпускники и ученики Лицея 1561 не ударили в грязь лицом и показали спектакль «Коробка», скомбинированный из трёх произведений. Им пришлось нелегко, поскольку драматических и сценических средств для постановки явно не хватало,  но ребята остались довольны самим процессом творчества. Софья - наша находка - написала реальную рефлексию «Том Сойер в Школе майевтики». Отличная ироничная зарисовка. Самым тяжелым было проявление «театра Карабаса-Барабаса». «Том, Гек и два фашиста» - как вам такое название? Детское сознание заполнено до отказа идеологическими штампами. И это дети, которые на выезде без педагога, то есть не преследуют никакие корыстные социальные цели. А год ещё только начался.

                         

 

   Вечерами мы тоже старались не скучать. В первый вечер знакомств - интеллектуальная разминка. Буриме на тему «Путешествия и приключения», памятники литературным произведениям в виде «живых скульптур» (особенно удались: «Белый клык», «Старик и море», «Дары волхвов»), танцы-экспромты на заданный мотив. Важное отличие этого вечера – работа в перемешанных группах, ведь нужно было всем посмотреть друг на друга и хоть немного перезнакомиться.
Зачем нужны бардовские вечера в эпоху цифровизации? Какие «софт-скиллз» или «хард-скиллз» это явление формирует? Зачем подросткам Творчество ? Высоцкий, Митяев, Ким, Визбор, Городницкий, Якушева?...
   После вечера немного подискутировали по этому вопросу. Мой ответ- между детством и прагматизмом должен быть хоть небольшой период романтизма. Без «идеального» не поймёшь «реального», и уж точно не сможешь на него оказать влияние. Романтики и идеалисты- это особые люди, не боящиеся спорить с энтропией Вселенной. Спасибо, Таисия Трепалина и Антон Куприянов, что вы у нас есть.
   Третий вечер – киноклуб Антона Куприянова. «Микроб и Бензин», Франция 2015. Режиссёр: Мишель Гондри. Как обычно, он  нам организовал непростую ситуацию: свободолюбивые режиссеры «запада» не стесняются в реалистичности изображения подростковой жизни, а нам каково,  в атмосфере страшного ханжества, накрывшую страну последние несколько лет? Поймут ли смотревшие фильм 12-15-летние подростки, что показ порнографических картинок, рисуемых главным героем, для режиссера не самоцель, а лишь средство показать противоречивость этапа взросления?


   На четвертый день,  22.02.2020 в торжественной обстановке на рефлексии 56 сессии Школы майевтики в связи с 20-летием и приближением 58 годовщины Сергея Краснова участниками было принято решение о закрытии данной институции. Ещё одной причиной закрытия стала полная дискредитация понятия «школа» в глазах всего нашего сообщества. Посовещавшись, участники решили начать новый проект под названием «Не школа майевтики». Проект подразумевает ценностное отношение проектировщиков к теории управляемого саморазвития (гуманитарного проектирования) и будет реализовываться на стыке традиций СМД - методологии и экзистенциализма (персональной ответственности в условиях коллективного проекта. На следующей встрече решено приступить к разработке программы сообщества на ближайшие несколько лет (период уточняется.

 

          Лиза Фоминцева (2009):


5 ЛИДЕРОВ НАПИСАЛИ ПЬЕСУ!
не кликбейт) 
Вот и закончилась школа майевтики, как и 56 сессия школы майевтики. Когда поехала на нее 19 февраля, я ожидала очередную нервотрепку из-за отсутстви идей и маленького багажа знаний. Когда я ехала, я даже подумать не могла, что буду работать со своими авторитетами. 
Марина, Яша, Сергей, когда я видела их на каждом выезде, была спокойна. Ну, типо, знакомые лица, уже все хорошо. 
По заданию Сергея Ивановича- нашего наставника, нам предстояло в первый день найти тему и эпизод из повести «Приключения Тома Сойера». Зацепиться и вынести контекст, понятие  для работы и анализа. 
Во второй день мы писали свои произведения по приближенной теме, выбранной нами ранее. Далее читка и рефлексия. 
В третий день я и подумать не могла, что наши рассказы соберутся воедино, что мы- 5 лидеров -  сможем найти общий язык и прийти к общей концепции пьесы. После разговоров с набитым ртом в столовой и пару часов в большом зале, нам удалось начать репетировать. Я не знаю, стоит ли объяснять задумку и скидывать на страницу текст пьесы группы детей-цветов), но сказать «спасибо» я не только должна, но и обязана. Не только вышеперечисленным, но и этим девочкам, которые "давали" мне спать по ночам Родион, Арина!

 

Просмотров: 948 | Добавил: NadezdaM | Теги: школа майевтики, финал ШМ, нешкола майевтики, Том Сойер | Рейтинг: 0.0/0