Приветствую Вас, Гость
Главная » 2019 » Октябрь » 19 » Итоги 55 сессии школы майевтики
12:25
Итоги 55 сессии школы майевтики

Рефлексия 55 проектной сессии «Школы майевтики» (формирование позиции политика) и дальнейшие перспективы (наметки программы 56 проектной сессии).

Краснов Сергей Иванович, руководитель сессии

В работе принятии участие 29 человек: 22 школьника, 5  педагогов и 2 ученых. До сессии всем было дано задание прочитать отрывок произведения Платона «Государство» и иметь этот текст при себе. Продумать возможный замысел проекта собственного идеального государственного устройства.

Ссылка на лекцию Сергея Ивановича:

https://youtu.be/-rPWmec8xXk

В первый день участниками проектно-образовательной сессии анализировались предложенные в концепции Платона формы политического управления: аристократия, тимократия (власть военных), олигархия, демократия и тирания. Затем в группах шла разработка проекта собственного идеального государственного устройства. Всего образовалось пять групп. Роман представил концепцию тиранического управления, в сочетании с тимократией и олигархией, что фактически в известной степени отражает расхожее представление о нашем государственном устройстве. Группа Лизы создала проект анархически организованного общества, которое создается и держится не на насилии, а на повышенной ответственности и моральности людей.  В чем-то похожие концепции породили группы Севы и Яши с Сережей и Ольгой. Речь в них шла о честном отборе наиболее достойных в институты государственного управления и создания системы честной конкуренции и профессионального развития государственных чиновников. И «группа товарищей» из Южного Бутово предложила проект улучшения системы государственного управления за счет развития системы образования. 

          

Во второй день  после фиксации занятых группами позиций им было предложено разработать программы реализации проектов собственного идеального государственного устройства. Мною это понималось как выход в практическое управленческое действие, то есть попробовать занять позицию политика и затем в третий день понять, что из этого получилось и попытаться разработать понятие «Политика».

Надо сказать, наконец-то,  была создана ситуация неопределенности, в которой группы «южнобутовских» товарищей, вновь образованных Даши и Сони (которые в своих выступлениях отражали, скорее всего, стереотипы их родителей о потерянном «золотом веке» социализма) к концу рабочего дня прекратили свое существование. Остальные группы почему-то все объединились чисто механически (за исключением анархистов). Я пробормотал про себя (но так чтобы было слышно): «Это не то, что надо!»

В образовавшееся свободное время до ужина половина участников пошла на прогулку в лес, вторая половина продолжала работать. «В тему попали» и самоопределились Роман, Лиза с Верой, Сева с Мишей, команда Яши, Сергея и Ольги с примкнувшим к ним Колей и Соней. Последняя группа все-таки смогла выполнить задание: организовать действие по реализации своей концепции здесь и теперь. Они замыслили и провели ролевую игру с шуточными заданиями, которые ставили игроков в проблемные ситуации. По результатам проведенной игры и поставленных экспертных оценок можно было выявить как имеющих способности школьников, так и диагностировать причины неудач остальных.

Группа Лизы и Роман хоть и прошли всю дистанцию, но не смогли выйти в практическое действие, прежде всего потому, что пока не могут установить равноправные партнерские отношения с другими целевыми группами. Остальные не смогли понять сути происходящих событий и, как говорится, «выпали из игры».  Что, конечно, больше всего проблематизировало организатора и руководителя этой сессии.

Какую главную способность формирует «Школа майевтики»? Мне кажется способность к самоопределению (ключ к саморазвитию).

И поэтому к 56 сессии предлагается все же пока оставить обсуждение книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Но как? Ухватиться за наиболее живой, заинтересовавший  Вас эпизод. Из обсуждений принятых в этих эпизодах решений «собрать» жизненную позицию Тома Сойера. А затем переместить себя и Тома, переместиться вместе с ним в интересующий Вас возраст, время, место, проблемную ситуацию. Написать главку и поставить ее. В конце в идеале должна получиться тоненькая книжечка из 5-6 главок «Точки актуальности в жизни Тома Сойера». Под точками актуальности понимаются самые главные жизненные события. Что считать самыми главными жизненными событиями? Пусть решают сами участники будущей 56 сессии.

Свидетельства очевидцев.

Надежда Викторовна Володичева, педагог Школы№ 2009:

Каждый раз, возвращаясь со "Школы Майевтики", мир переосмысливаешь и перекраиваешь вокруг себя. С.И.Краснов говорит что, наши выезды для этого и нужны детям, но я-то давно вышла из школьного возраста. Теперь педагогическая релаксация: я везла команду, участвующую уже четвёртый год, а выезд 8-й, сплоченную, умеющую работать… И тут всё под откос! Никакой работы. (утрирую...как всегда...). Поначалу работа была и не плохая, но приехавшие товарищи в работу не влились, заставить думать их было невозможно, их лень разливалась по корпусу и проникала в умы и нравы работающего населения. Было ужасно обидно, что довольно умные дети не могут беседовать, говорить, анализировать. Хотя ведь в этом не только их вина, их этому не научила, увы, наша школа, а я со своими амбициями: «быстрей, вперёд, на баррикады!», а они не понимают, что такое «баррикады» и зачем на них лезть...

В итоге, размахивая ведьминой метлой, я возвращалась домой. Досталось всем: и вашим, и нашим, и тем, кто рядом был. Водитель маршрутки, который вёз нас домой, спрашивает: "А расстрелы будут?" Как ему ещё не влетело - не знаю. Итог: вся моя годовая работа с этими трудными детьми полетела к чёрту. Сама виновата, пошла вразнос.

Сегодня получила слова благодарности от одной мамы, и поняла, что учитель я так себе - одного приобрела, а двух потеряла... Вот тебе и «политика и государство».

 

Надежда Малышева, организатор выезда:

Провокация на выезде была специально организована, и удалась. Сергей Иванович был к этому готов; он -то несколько раз прокачал эту тему на уроках под названием «индивидуальный проект»..

Те, кто был на выезде неоднократно, нисколько этому не удивились и на провокацию не поддались. У кого были свои цели – продолжали спокойно их реализовывать. Сережа пригласил на выезд Олю, и организовал с ней конструктивное общение; Яша занял место в центре образовавшейся движухи и способствовал организации команды. Свою линию продолжала гнуть Лиза, у которой было какое-то понимание «идеального государства анархического типа». Попыталась как-то выплыть Даша, но для столь серьезной темы ей не хватило ни знаний, ни способов действия.

Остальные кто как вышел из провокативной ситуации: самоустранились, кому было совсем тяжело; остались наблюдателями некоторые; влезали во все активности, как Сева (вот он, настоящий политик); взяли на себя ответственность те, кто привыкли это делать. В этом смысле, я считаю, мы обогатились новым интересным участником – Соней. Рома со своим стремлением быть тираном меня пугает.

В обычной общеобразовательной школе это (брать отвественность) привыкли делать не многие.

Массовая школа не учит мыслить -это же не открытие.

Тема была неподъёмная, на политическую тему многие мои знакомые - профессионально и личностно успешные люди - не только говорить, даже думать боятся.

Работа шла у тех, кто уже напитан был какими-то социальными контекстами, благодаря художественной литературе, например. Не зря же звучали отсылки к «1984», «Голодным играм» и пр.

Я думаю, что надо не бросать это дело, а продолжать идею «проектно-историко-политических» игр. Опыт был полезным.

Отнесемся к произошедшему, как к игре. Мы пока не ведём в счете, но есть над чем подумать.

Просмотров: 922 | Добавил: NadezdaM | Теги: Платон - Государство, 55 проектная сессия, школа майевтики | Рейтинг: 0.0/0