21:50 Новости экспериментальных площадок. Школа № 2009. | |
Надежда Викторовна Володичева, педагог школы № 2009 Конференция«Неформальный подход к формальному образованию.Место музеев в реформе школы»На дворе осень. У кого - то к концу близится первая четверть, у кого - то - середина второго модуля, но у всех "Унылая пора! Очей очарованье!" И мы с руководителем школьного музея Змеевой Валентиной Николаевной спешим на конференцию. 6-7 октября «Московский центр музейного развития» проводил конференцию «Неформальный подход к "формальному" образованию: Урок в музее». Её цель: подвести итоги двухлетней работы музеев и школ в создании нового продукта «Урок в музее». Наша школа стоит у истоков этого движения: мы активно сотрудничаем с музеем «Царицыно», участвуем в разработке уроков в музейном пространстве… Я после конференции планирую работу и для классов, и для себя; порой меняю полностью уроки, которые годами проводились по определённому шаблону. Это просто находка для нашего образования, и тут... становится грустно. Да, мы все существуем в рамках программ и стандартов, но, по- моему, все забыли о тех, для кого это всё делается - о детях! На конференции это прозвучало: "Дети хотят в музей!" А учителя, а администрация школы, а чиновники департамента образования? Мои ученики, если мы больше месяца не выезжаем никуда, спрашивают: "А не пора ли нам на экскурсию?" Я знаю все подводные камни: уроков не будет; можно и суп есть, который мама оставила, но главное другое - они на экскурсиях наполняются живительной водой интереса к знаниям, и живут этим до следующей поездки. В этом году конференция прошла очень плодотворно и интересно! Спасибо всем, и организаторам, и выступающим. Школе есть чему поучиться у музеев - это моё твёрдое убеждение. Но почему так мало учителей этим пользуется? Урок в музееШкола… Уроки... Ученики… Когда и зачем школьному учителю вести детей в музей? «Все развлечения после уроков!», - так говорят учителя и директора школ, не понимающие всей значимости музейного образования. Мне 48 лет - из них 41 год я в школе, мне 48 лет - из них 44 года я в музеях. Наверное, надо отдать должное моим родителям, которые ещё до школы привели меня в московские музеи, открыли для меня волшебную сказку знаний. Я не представляю школы без музеев, музеев без детей. Самой высокой похвалой для меня являются слова выпускников: «Мы очень скучаем по музеям и театрам» или «Я с дочкой обошла столько музеев…». Очень длинная педагогическая жизнь, очень разные дети и родители, но я чётко знаю, что экскурсии, музеи, театры являются более серьезным образовательным ресурсом, чем школьный урок. Сегодня музеями создано огромное количество программ, в которых дети через игру познают мир, изучают науки, знакомятся с экспонатами. А ведь было время, когда, приводя детей на экскурсию в московский Кремль, мне приходилось уходить с чувством вины перед детьми и обидой на экскурсовода, который не зажёг, не заинтересовал ребят уникальными памятниками культуры. Мной была составлена карта музеев и экскурсий Москвы, где отмечено, в каком музее к какому уроку можно найти дополнение, углубление, закрепление материала школьного учебника. И когда мне говорят: «Ты снова ведёшь их развлекаться?!», я воспринимаю это почти как оскорбление. Второй год методисты, педагоги, профессора создают потрясающий проект: «Урок в Музее». Перерабатывая огромное количество методической литературы, знакомясь с различными школьными учебниками, выслушивая замечания участников проекта: детей и учителей. В конце концов, Закон об образовании и школьные стандарты по предмету они изучили досконально. Результаты их работы очень интересны. Приведу пример: Музей космонавтики, урок физики: «Давление газов». Я - учитель истории, со школьной скамьи у меня не сложились отношения с физикой не потому, что было не интересно, а потому, что я была молодая и амбициозная, педагог по физике была молодая и поставила цель самоутвердиться в классе – короче, нашла коса на камень… Итак, мой второй подход к физике в музее. Начну с того, что урок шёл 50 минут, а мне показалось, что он слишком рано закончился. Было интересно! Живая жизнь переходила в физику, а физика в жизнь. Давление газов я усвоила теперь точно на всю жизнь! Три года назад мой класс был в 7-м, и я присутствовала на уроке физики у молодого учителя. Урок был построен методически грамотно, был использован весь материал, но чего-то не хватало… В музее этого ощущения не было, дети готовы были работать и дальше. Самое главное то, что этот предмет для ребят стал живым, жизненно интересным, а не умер, как для меня в детстве… В итоге хочется сказать: обратите внимание на музейных сайтах на такую программу как «Урок в музее»! | |
|