18:05 Поездка в Челябинск | |
Образовательное путешествие«Москва – Челябинск – Москва»
Завершилась поездка в Челябинск сотрудников двух московских школ: 1561 и 2123. За три дня коллеги из Челябинского Комитета по образованию продемонстрировали богатую палитру образовательного пространства. Среди учреждений, посещенных нами, были как специализированные коррекционные школы (для слабовидящих детей или с проблемами опорно-двигательного аппарата), так и Лицеи для мотивированных к науке или инженерному делу ребят. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся - тренд лицейской системы образования Челябинска. Настоящая находка, которая близка и нашему опыту - выездные образовательные сессии для ребят с участием Университета. Что особенно заслуживает внимания, эта практика проросла даже в начальной школе. Такой опыт мы увидели в МБОУ "НОШ № 95". Причём, мне посчастливилось наблюдать на уроке, как данный опыт исследовательской экспедиции был преобразован ребятами-четвероклассниками в игровую форму и представлен второклассникам на уроке "окружающий мир" в качестве группового проекта. Ещё один способ вовлечения учащихся в проектную деятельность мы увидели благодаря демонстрации успешного опыта социального партнёрства Лицеев Челябинска с «Роснано», компанией "Самсунг", ВШЭ, МГТУ им Баумана. Благодаря этому сотрудничеству педагогические кадры Лицеев получают дополнительные ресурсы для своей деятельности в виде пособий и техники, а наиболее успешные и активные лицеисты - опыт участия в различных проектах и конкурсах как федерального, так и международного уровня. Руководят деятельностью Лицеев опытные управленцы, умеющие организовать не только ресурсное обеспечение, но и содержательную работу своих педагогических коллективов – Киприянова Е.В. и Усынин В.В. В Челябинске мы увидели настоящий образовательный город - Центр Образования № 2. Он открылся только в сентябре 2017 года, и в него пришли сразу 17 классов первоклассников. (А так же и другие параллели, кроме 9 и 11, сами понимаете). Но не только размеры поражают воображение. Главный плюс в том, что в большой школе у детей больше возможностей для выбора. Можно оборудовать больше разных мастерских и лабораторий, понимая, что они не будут простаивать, занимая место. Прекрасный актовый зал, телестудия (и она же студия дизайна), столовая, кровати в ГПД. В студии робототехники мне, наконец, довелось увидеть чудо современной техники - 3D принтеры. И что самое потрясающее, один из них самодельный. В этой школе нет ощущения тесноты и шума, что, вероятно, зависит от архитектуры и продуманности внутренней логистики. Как показывает опыт челябинских коллег, коллективные проекты возможны не только в Лицеях для одаренных детей, но и в коррекционной школе для детей с нарушением зрения (МБОУ СКООШ N 127). Там мы увидели прекрасные образцы детского изобразительного искусства, выполненные группами ребят с минимальным участием педагога. Кстати, здесь же мы увидели образец детского технического творчества - собранный воспитанником этой школы радиоприёмник. Замечательные образцы организационно-управленческого проектирования продемонстрировала Качуро Ирина Леонидовна в своём докладе "Город - воспитывающий социум: муниципальные культурно-образовательные проекты". Способом соорганизации этого управленца в сфере допобразования с партнёрами является разработка технологической карты проекта совместно с представителями общественных, научных, военных организаций. Так же проектный подход мы увидели в организации деятельности начальника отдела обеспечения дошкольного образования Наймиллер Юлии Владимировны в докладе о развитии системы дошкольного образования города. Культуросообразность, осмысленность и диалогичность - основные принципы ее работы в отношении инноваций в курируемой ею сфере. Кроме того, мы познакомились с выдающимися руководителями с педагогическим призванием, настоящими гуманитарными проектировщиками, у которых жизнеобразующая ценность - профессиональная деятельность. Это Андреева Надежда Алексеевна, директор МАУДО "ЦДТ Гармония"; директор МБОУ "НОШ № 95" Емельянова Лилия Алексеевна; Грибанова Людмила Геннадьевна, заведующая МБДОУ ДС N 181; Дмитриева Наталья Борисовна, заведующий МАДОУ ДС N 100. Главная ценность этих людей – дети и их развитие. И, конечно, их поддерживают проектные команды, в составе которых педагоги, управленцы Комитета по делам образования Челябинска, родители с активной позицией. Наша книжка с рассказами по проекту "Дети детям" продолжает путешествие по стране. Мы стремимся, чтобы она попала в "хорошие руки" - в такие учреждения, где есть люди, ценностным образом относящиеся к педагогическому делу, к детям и их развитию. В Челябинске она была передана в золотые руки Людмилы Геннадьевны Грибановой, заведующей детским садиком 181, где происходит реабилитация и развитие детишек с тяжёлыми нарушениями двигательного аппарата, ДЦП и другими недостатками здоровья. Людмила Геннадьевна посвятила этому садику всю свою сознательную жизнь, подняв его "с нуля". И теперь у неё самые современные тренажеры и методики, уютное здание с бассейном, замечательные профессиональные сотрудники (медики и педагоги), понимающие родители воспитанников. Предмет моего восхищения в садике Людмилы Геннадьевны - зимний сад с рыбками, улитками и кроликом. Несмотря на борьбу с СЭС, она нашла возможность сохранить этот зеленый уголок. (Мои пять копеек по поводу образовательной политики в Москве в отношении проекта "инклюзия". Такие учреждения не стоит "замешивать" с другими, а возможно, сохранить их автономию и организовать стажировочные площадки для передачи опыта тем, кто эту самую инклюзию будет внедрять в свои Школы. А так же предоставить возможность выбора родителям и детям, какие учреждения посещать: инклюзивные или специализированные). Наряду с несомненными достижениями в области проектирования и исследовательской деятельности, мною замечены некоторые проблемные места в организации детско-взрослого проектирования, например, отличное от нашего понимание субъектности учащихся. Так же не очень был проявлен опыт проектирования в гуманитарной сфере, но с учетом ограниченного времени и насыщенной программы это можно понять. Нельзя объять необъятное. Вместе с тем, общее впечатление очень благоприятное, есть интересные содержательные наработки, позволяющие транслировать опыт системы образования Челябинска другим регионам России. В заключение, хочется выразить огромную благодарность Комитету по делам образования города Челябинска и его председателю Портье Светлане Викторовне за радушный прием и отличную организацию нашей образовательной поездки. | |
|