Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Август » 27 » Проектный лицей. Занятие № 1.
13:56
Проектный лицей. Занятие № 1.

В рамках августовских педчтений в Лицее № 1561 юго-западного округа г.Москвы 25 августа состоялся образовательно-управленческий семинар «Проблемы формирования единого пространства проектной и исследовательской деятельности субъектов образования "Школы № 1561"».

Семинар преследовал цели: повышение проектной культуры педагогов Лицея и продолжение работы, начатой в июне этого года на управленческом семинаре. Для реализации высказанных идей необходимо создание проектной команды, которая складывается по ценностным основаниям. В нашей технологии «проектные чтения» для актуализации ценностей используется текст, в котором сформулировано понятие о предмете профессиональной деятельности и который предлагается к обсуждению, благодаря чему начинает складываться группа, имеющая шансы стать затем проектной командой.

Работа строилась по заранее намеченной программе. На общем пленуме участники прослушали вступительный доклад Краснова Сергея Ивановича, познакомившего аудиторию с понятиями «социально-культурное проектирование, исследовательский проект», а также представившего технологию гуманитарного проектирования в образовании - «проектные чтения». Затем путем свободного самоопределения были образованы группы по заинтересованности к предлагаемым текстам и руководителям: Януш Корчак «Король Матиуш Первый» - Ульяна Васильевна Сергеенко; Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак «Я хочу в школу». Глава «1 четверть» - Малышева Надежда Викторовна; Я.А.Коменский «Великая Дидактика». ГЛАВА XVI. «Общие условия для обучения и учения, то есть — каким образом можно учить и учиться с верным успехом» - Краснов Сергей Иванович.

Группам было предложено выделить систему ценностей авторов произведений, представить схематически ее структуру и выработать свое отношение к ней.

На общем пленуме были оглашены итоги работы групп.

Группа «Я хочу в школу» была самой многочисленной и состояла из педагогов начальной школы, среднего звена (история, литература, английский язык) и администраторов 1и 2 корпуса.

Опираясь на художественный текст Жвалевского и Пастернак, группа выделила структуру принципов, на которых строится обучение в школе № 34, описанной в книге:

  • возможность ученикам самостоятельно мыслить;
  • авторская позиция учеников при разработке проекта, максимальная степень свободы и самостоятельности;
  • распределение обязанностей в команде путем самоопределения каждого, вследствие чего возникает личная ответственность за свою часть проекта;
  • разновозрастной характер группы;
  • общение со взрослыми «на равных», горизонтальные связи, а не «вертикаль»;
  • использование различных технологий при создании и защите проекта.

Анализируя вышеизложенные принципы, можно увидеть, что они почти полностью описывают условия успешного проектирования, принятые в системодеятельностном подходе: деятельность должна опираться на мышление и сопровождаться рефлексией участников, основанием для деятельности служат личные ценности проектировщиков, кооперации носят сетевой характер.

Какие условия необходимо создать в школе для успешного осуществления проектной деятельности? Какие трудности существуют в школе на данный момент? Педагоги выделили следующие:

  • не создана необходимая среда;
  • существует необходимость культивировать навыки такой работы, как описана в книге, чего нет;
  • невозможность массового включения детей, требуемого появлением в расписании «проектного часа»;
  • отсутствие свободы у педагогов, высокая тревожность из-за частого контроля;
  • недостаток критической составляющей деятельности;
  • непонимание некоторыми администраторами сути развивающего обучения и необходимости разъяснительной работы среди родителей;
  • самая главная трудность – давление со стороны родителей, требующих четких и простых критериев оценки детей (результаты ВПР, ГИА и ЕГЭ), а не заинтересованность в получаемом содержании образования.

При этом некоторыми участниками отмечалось, что элементы такой работы ведутся в отдельных зданиях или отдельными учителями, она инициируется и поддерживается директором Лицея, но нет системы обмена опытом, поддержки друг друга, системного анализа.

 

Группа «Король Матиуш Первый» состояла из педагогов различных корпусов, ценностным образом относящихся к воспитанию учащихся в Лицее и ответственных за нее. Результатом работы группы стал план-проект разворачивания в школе № 1561 системы благотворительной и волонтерской работы, создания благотворительного фонда и поддержки программы инклюзивного образования. Более подробно об итогах работы группа обещала поделиться в сети fb.

 

Группа «Великая дидактика» оказалась методологической. Ее участники проанализировали итоги годовой работы по внедрению культуры проектирования в учебный процесс Лицея и озвучили предложение: создать дидактику освоения проектно-исследовательской деятельности в школах.

 

Подводя итоги, было решено продолжить начатую работу в течение всего учебного года, следующая встреча намечена на октябрь.

Просмотров: 986 | Добавил: NadezdaM | Теги: проектный лицей | Рейтинг: 0.0/0