12:32 Рефлексия 1 сессии | |
Краткая рефлексия 1 сессии «Нешколы майевтики».
В четверг начало пришлось перенести с утра на вечер. Государственная школа заставила детей писать очередную контрольную. В связи с этим у меня все более зреет крамольная мыслишка: «А не является ли наше бесплатное образование гигантским мошенничеством и издевательством над новыми поколениями людей?» За словесной шелухой «всестороннего развития личности», дымовыми завесами «развития метапредметных и личностных компетенций, функциональной грамотности», «онлайн-обучения» скрывается весьма убогая и неприглядная действительность. Отсутствие интереса детей к содержанию образования самого по себе, подмены подлинного образования дрессировкой, натаскиванием школяров ко всякого рода проверкам и контролям. Основной процесс в школе – сверхэксплуатация памяти детей с целью зомбирования их сознания максимальным количеством морально устаревшей информации и часто потерявшими смысл стереотипами и шаблонами, неизвестно кем в какие годы и с какими целями в государственную систему образования спущенные… Собственно основная идея «Нешколы майевтики» - расколдовать образование, трансформировать его в развивающую творческую деятельность с личным интересом и активным участием и детей, и взрослых как равноправных партнеров. Некоторые принципы настоящего образования: Все, что предлагается для исследования должно критиковаться в коллективном обсуждении. То, что предлагается для обсуждения должно волновать и быть интересным. Точнее необходимо напрягаться, чтобы вытащить из предлагаемого материала интересное и волнительное. Каждый участник обсуждения должен вырабатывать собственную позицию и оформлять ее в авторском тексте. Смысл глубокого, всестороннего многоаспектного рассмотрения нового материала – обнаружение позиции автора рассматриваемого культурного проекта. Обнаружение смысла созданного им культурного артефакта и всей его личной жизни и последующее самоопределение к предлагаемой им системе ценностей. Необходимо создание ситуации, в которой у ребенка в образовании появляется и становится главным мотивом обучения интерес к самому новому культурному артефакту, к личности и судьбе человека его создавшего. То есть необходимо сформировать интерес к самому содержанию образования, очищенному от других мотивов (оценки, отношения с педагогом, родителями, «для общего развития», «в жизни пригодится» и т.п.). Подлинное образование должно строиться подобно современным формам взрослой коллективной творческой деятельности. Сначала есть культурный автор текста. Текст необходимо трансформировать в социально-культурный проект. То есть определить авторскую позицию: систему ценностей, способы их реализации, принципы, приемы. Выделить проблемную для себя область – то, что волнует, то, что недоделано, недодумано и можно дальше длить, развивать. Проделать ту же работу с собственной позицией (выделение системы ценностей, способов их реализации, принципов, приемов) относительно рассматриваемого автора. Оформление собственной позиции в собственном тексте. Например, на выезде в обсуждении творчества М. Зощенко мы в основном опирались на его детские автобиографические рассказы. Затем мы смотрели фильм «Про Лёлю и Миньку» режиссера фильма Анна Чернаковой. Она его сняла совместно со своим соавтором сценаристом Александром Адабашьяном. Вот именно в эту позицию соавтора и необходимо ставить и детей, и их родителей, и педагогов в образовании, главное в котором для его субъектов – содержание. Теперь кратко о ходе и результатах этой сессии. Хотя дети мне сами по себе очень понравились, но были и трудности. Особенно туго было с дисциплиной. Оценок нет, страха нет – поэтому очень много разговоров «на уроках». Вошли в предложенный режим и написали собственные рассказы, приблизительно, половина детей. Что подвешивает вопрос: «Что делать с остальными?» Значительно уровнем понимания выделялись дети, которые много раз до этого были на выездах. Окончательные итоги можно будет подвести только после издания книги наших рассказов. Но уезжать лично мне не хотелось. У меня сложилось впечатление, что в процессе подготовки и проведения этой сессии сложилась новая команда. Надежда Викторовна Володичева, Сергей Пупчин, Елизавета Фоминцева, Антон Куприянов, Сергей Иванович Краснов.
| |
|