Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Ноябрь » 27 » Рефлексия 45 сессии «Школы майевтики». С.И.Краснов
19:43
Рефлексия 45 сессии «Школы майевтики». С.И.Краснов

Тема 45 сессии: «Экзистенциальный рассказ».

Какие ценности хотелось актуализировать организаторам и руководителям этой сессии?

  1. Ценность педагогической деятельности - деятельности человека - развивателя всех людей без исключения. И тогда надо всерьез обсуждать и честно отвечать на основной вопрос волонтеров на вечерних рефлексиях: «Как нам включить в работу тех, кому непонятно и неинтересно?»
  2. Ценность критической мысли, которая все время, сидя в голове, твердит: «Все надо проверять. Нет ни одной мысли, которую нельзя было бы не улучшить».
  3. Ценность, воплощенная в основной идее «Школы майевтики» - воспитание в участниках проектных сессий качеств инновационной личности. К этим качествам в несколько туманных выражениях я бы  отнес стремление человека в своей активной жизнедеятельности к организации социально-культурных проектов, которые можно назвать «своими», «подлинными» и «кому-нибудь-нужными».

       

Понятие «подлинного» предполагает критическую проверку чего-либо с точки зрения разработанного понятия. Причем и само понятие, содержащее определенный смысл, часто должно быть также предварительно «очищено» от всяких некритичных наслоений. Например, в нашем случае для того, чтобы написать экзистенциальный рассказ необходимо иметь о нем понятие.  

«Свой» проект будет, если в него вложена душа проектировщика. Скептический читатель скажет: - Эка загнул!   Кто ж ее видел? И как это можно померить.

Но и в этом случае все-таки есть некоторые возможные подходы. Принятие решения и личная ответственность за его реализацию наступают в результате СОБСТВЕННОГО ПОНИМАНИЯ смысла, явления которое волнует. В противоположность этому есть еще два варианта. Заимствование чужого смысла, отражающего чужое понимание. Или  также  понимание, вложенное в ваше сознание в результате индоктринации.

Загадочное слово «кому-нибудь-нужный» означает наличие открытости, способности слышать другого, реагировать, понимать, включаться в решение проблем волнующих других и интегрировать все это, в конце – концов, в целое.  

Замысел организаторов 45 сессии предполагал, что участники этой сессии будут участниками следующих процессов:

1. Обсуждение предложенных рассказов, на материале которых будет строиться понятие «экзистенциального рассказа».

2. Напишут, прочитают свои рассказы, получат в ответ вопросы, отношения, отзывы.

3. Переделают свои рассказы в сценические постановки, соберут проектно-артистические команды для репетиции и постановки, исполнят свои драматические постановки.

4. В режиме тренинга в смешанных ситуационных группах будут, выполняя задания, тренировать актерские способности.

5. Предлагая для просмотра мультфильмы или короткометражные фильмы, презентируют остальным участником сессии достигнутый уровень понимания смысла.

Процессы можно было разворачивать как последовательно, так и параллельно.

По пункту первому нельзя не отметить формально-логический способ мыслительной деятельности, продемонстрированной группами. Они предлагали структуру рассказа, но в чем специфика именно рассказа экзистенциального, по-видимому, для большинства участников сессии  осталось неясным. Возможное определение «экзистенциального рассказа», это описание от первого лица события, которое волнует автора. Фактически это рефлексивное описание ситуации переживания и принятия важного решения в проблемной ситуации. В результате этого самоопределения становится понятной и самому автору и читателям его позиция. В этой связи, мне кажется, рассказы Носова «Фантазеры» и Драгунского «Он живой и светится» достойно прошли проверку предвзятым критическим анализом. А вот в произведении Пантелеева «Честное слово» не все так просто, явно несколько раз происходит подмена понятий. В рамках детской игры в городском саду в «войнушку» ребенок дает честное слово ни много, ни мало «маршалу», что не оставит пост. Игра, по-видимому, закончилась, сад закрывается, ребенок стоит на посту и плачет. Прохожий, узнав предысторию вместо того, чтобы объяснить ребенку, что детская игра и обычная жизнь не одно и тоже, включается в нее, ищет уже настоящего майора, чтобы тот снял его с поста. Детская игра, пространство несерьезного и понарошку неожиданно сравнивается по значению с настоящим. Реальный армейский майор отдает реальную честь маленькому мальчику, имеющему понарошечное звание сержанта. И вывод, что именно такие люди и нужны этой стране. Какие? Обязательные и готовые некритично принимать и расплачиваться за чужие безответственные «маршальские» решения? Многое проясняет год написания и издания этого произведения. 1941.

Затем дети, взрослые дети и взрослые читали свои рассказы. Эти тексты диагностировали позицию их авторов. Позицию закрытую или открытую. Аспектную или интегральную. Осмысленную или поверхностную. Сказочно-мифологическую или реалистическую. Абстрактную или конкретную.   Символическую или рационалистическую. Нам кажется очевидной следующая мысль.  Не важно, какая позиция была у автора текста на старте, важно, что он понял и вынес в процессе обсуждения.  Критика и развитие авторского текста невозможна без самокритичной позиции его создателя. Развитие способности к самокритике у создателя текста может происходить посредством его «вслушивания» в дельное замечание, предложение другого человека. При этом творческая деятельность, возможно, станет коллективной. Единицей такой связки является формула «КТО – С КЕМ». То есть автору очень важно понять КТО и С КАКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ к нему обращается. Здесь ключ, как к ситуациям саморазвития, так и к обстоятельствам некритичного использования чужого смысла в важной для себя проблемной ситуации, то есть деградации. 

Вспоминаются рассказы Сони о скамейке под дождем, Стаса и Ангелины о богомерзкой пятиэтажке, Ивана взрослого про старшего среди детей, Варвары о Деде Морозе и девочке-сироте, Даши о белой розе и астрах. Всего их было более 30, большинство уже хороших, остальные можно сделать хорошими, если авторы сделают по результатам обсуждений соответствующие выводы.

По постановкам больше всего удивила пятиклассница Варвара, которая написала рассказ, собрала команду (из ребят старше себя) и поставила сценку.

Театральный тренинг проявил ряд проблем. В первый день из десяти групп только двум с половиной было доступно понятие контекста. Во второй день «вынуть» идеи из басни смогла половина групп. И с хореографической культурой в нашей стране, судя по выступлениям групп в третий день, провал полный.

Порадовали хорошими собственными работами: мультиком «Вечность» школа №2009, фильмом опять же,  Соня Деркач. Запомнились также предложенные для просмотра и обсуждения мульфильмы «Желтухин», про «живые книги» в библиотеке, одинокого одноглазого человека. Спасибо соответственно Даше, Маше и Тимофею. Мне лично после этого просмотра стало стыдно смотреть по вечерам «Уральских Пельменей». Здесь проходит граница подлинного и подобия. Есть отсылка к абсолютным вечным ценностям или нет. 

Сессия удалась.

Включайся в создание будущей книги! «В нашем мире еще ничего прекрасного и великого не случилось.  А  если и случится, то только с тобой»!

 

Один из руководителей 45 сессии Сергей Краснов.

Просмотров: 1085 | Добавил: NadezdaM | Теги: проектирование, проектная сессия, проект, школа майевтики | Рейтинг: 0.0/0