Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Июнь » 26 » "Школа майевтики" в лагере "АРТсия"
20:31
"Школа майевтики" в лагере "АРТсия"

          

"Нотариус" на картине Федотова       Александра Петровна          Читка отрывка  

   Я очень рада, что моя поездка в Карелию, которая до последнего момента была под вопросом, все же состоялась.  Мне повезло краем глаза увидеть новую, очень интересную культурную педагогико-артистическую традицию, познакомиться с новыми, замечательными и увлечёнными своим делом  людьми.

   Благодаря Сергею Плахотникову мы с мужем оказались в Карельской Летней Театральной Академии «АРТсия», проходящей в этом году в окрестностях города Петрозаводска, в местечке Лососинное.

Артпроект 2015 года - «Николай Васильевич Гоголь» - уже тринадцатый по счету.

   В основе педагогической традиции лагеря - методы социоигровой педагогики.

   Цель смены, прописанная в положении, звучала так: «Каждому участнику проекта приобрести опыт целенаправленного, целеустремлённого, глубоко нравственного образа жизни и дружественного общения», и действительно, почти все в лагере было направлено на ее выполнение.

   Удалось понаблюдать прекрасный пример командной работы: «правит бал» здесь Александра Петровна Ершова, мэтр и непререкаемый авторитет, носитель традиции. Она задает и удерживает своими репликами – заданиями и репликами - оценками профессиональную планку, не давая скатиться на уровень «самодеятельности».  Влад (профессиональный актер и режиссер «Театра Гомера») и Елена (зам.директора по проектно-программной деятельности  «Хорошколы») – «двигатели» основной театральной программы: они готовят материал и задания, проводят всю работу на занятиях по театральному мастерству,  импровизируют и вносят корректировки по ходу работы. Анна – «музыкальная душа» лагеря,  исполнитель и композитор; Ольга – «учет и контроль». В ее ведении - организация и налаживание бытовых условий плюс  разные, не относящиеся к прямому назначению лагеря дела: экскурсии, туристско-водные соревнования и пр.  Еще интересные вожатые: это ребята, когда-то учениками прошедшие АРТсию и преданные ей, а так же приглашенные интересные личности из артистической среды, например  Ксюша, недавно закончившая ГИТИС (курс Кудряшова, игравшая, как выяснилось, в одном из моих любимых спектаклей «История мамонта»),  Вячеслав - актёр и режиссер Национального театра Республики Карелия.

Учащиеся проекта - ребята из Тулы, Сегежа, Петрозаводска, Петербурга и Москвы возраста 12-18 лет  со своими педагогами. В ходе театральной смены (примерно 12 дней) участники должны подготовить эксклюзивный театральный проект, основанный на творчестве Н.В. Гоголя.

                                            

 "Барельеф" на памятнике Гоголю                                      Рафтинг на озере

  Вот несколько граней педагогической технологии, которые удалось зафиксировать за неполную неделю пребывания:

  • довольно сложный материал из классической русской литературы для постановки (в этом году – тексты произведений Н.В. Гоголя);
  • широкий контекст изучения и большой охват литературного  материала (использование не только текста для основного спектакля «Вечера на хуторе близ Диканьки», но и других литературных произведений  Гоголя, иллюстраций к его произведению  и картин художника Федотова на бытовую тему);
  • постоянное «перемешивание» участников и складывание новых команд для обыгрывания картин или текстов;
  • требование быстрой реакции при выполнении задания;
  • обучение по нарастающей степени сложности: сначала для изображения даются статичные картины, затем надо обыграть текст без слов, затем уже разыгрывание небольших эпизодов из «Мертвых душ», «Ревизора», «Женитьбы»;
  • обязательное  привнесение в игру при выполнении задания озвученных актерских приемов: «говорящие» позы, движение по «сцене», интонационные переливы, проговаривание слов партнера, обыгрывание ремарок  и др.;
  • самые удачные находки юных актеров отбираются для включения в финальный спектакль, который и является конечным творческим продуктом  выезда;
  • круг, в который периодически становятся все без исключения участники лагеря, как некий  системообразующий и объединяющий всех символ.

Очень любопытные «дисциплину-поддерживающие» находки: «таблетка для сна» в виде чтения классических произведений на ночь; наказание опоздавшим на занятие - хоровое пение или чтение стихотворения.

   В общем, технология отработанная, но не застывшая, с возможностью корректировки применительно к способностям участников и «тяжести» литературного материала. Как мне кажется, можно было добавить немного рефлексивности и работы с пониманием текста, а то приходилось слышать вопросы типа: «а что такое «кураж»?», «а Фекла – это овощ такой?», ну и в таком духе. Иногда ребята попадали впросак, выпадая из контекста произведения, поскольку полностью не читали, а получали только короткий отрывок. Это здорово смешило и зачастую оживляло ситуацию для зрителей, но выступающим приходилось несладко.  Впрочем, по мнению С. Плахотникова, это и есть специально организованная проблема, которая должна подвигнуть участников самих узнавать, спрашивать и читать. Вопрос спорный.

   Мне кажется, что две наши традиции – социо-игровая и проектно-рефлексивная могли бы здорово обогатить друг друга при встрече.

             

         Трио с чертиком                "Ах, тройка, птица-тройка!"         "...И ты летишь, и все летит!" 

   Перед  моим отъездом решено было продолжить знакомство и, возможно следующим летом осуществить совместный проект «АРТсия» - «Школа майевтики». Очень надеюсь, что получится. А пока приглашаем организаторов «АРТсии» к нам на осенний выезд, возможно, с проведением мастер-классов по театральному искусству.

   К моему величайшему сожалению, не удалось побыть до конца смены и увидеть финальный спектакль, но думаю,  будет нечто необычное и яркое. Буду ждать записи.

 

Просмотров: 1610 | Добавил: NadezdaM | Рейтинг: 5.0/2