18:41 Тренинг проектных умений | |
В связи с введением новых Стандартов в систему образования России в школе появился новый предмет - "проектная деятельность". Педагоги средней школы оказались в замешательстве: чем наполнить этот час, чтобы было и интересно, и полезно? Не секрет для любого образованного человека: чтобы научиться решать задачи - надо решать задачи, чтобы научиться писать диктанты - надо писать диктанты. Наверное, чтобы научиться проектированию, надо проектировать? Но что, как и с кем? К тому же, решать задачи и писать диктанты учителя умеют, следовательно, могут научить. А проектировать? Согласно системодеятельностному подходу в образовании, проектная деятельность - это сложноорганизованная системная деятельность, "прошивающая" все четыре пространства бытия человеческой личности: мыслительное, коммуникационное, личностно-ценностное и непосредственно деятельностное. Сама структура проекта заставляет "пройтись" по всем мирам: проблема образуется при столкновении различных ценностей, идею не "родишь" без мышления, организация невозможна без коммуникации, а продукт невозможно получить без деятельности. Очевидно, что организовать настоящее проектирование в школе, по всем правилам какой-либо традиции (мы, например, исходим из СМД-методологии), с сохранением и качественным прохождением всех этапов чрезвычайно сложно, практически невозможно. Вот и заменяется проектирование штампованием рефератов с броскими названиями, за которыми нет ни идеи, ни мышления, коммуникация, в лучшем случае, на двоих "учитель-ученик" или "ученик-родитель", а деятельность заменяется скачиванием файлов из Интернета. Чтобы как-то исправить ситуацию и ввести в школу элементы проектной культуры (например, метод коллективной мыслительной деятельности) возникла идея - попытаться выявить умения, необходимые проектировщику на каждом этапе и разработать цикл мастерских, направленных на формирование таких умений у педагогов и учеников. В шестом классе лицея № 1561 (СП № 2) мы вместе с классным руководителем этого класса, Игорем Анатольевичем Ивановым, решили провести этот смелый эксперимент. Итак, для осуществления процесса проектирования необходимы, как минимум, рефлексивность, умение строить понятия, умение работать в группе. Начали пока с самого легкого и вроде бы знакомого - групповой работы. Ниже - репортаж с места событий - 28 сентября 2016 года, Лицей № 1561 (СП № 2), "проектный час". Что такое проект и как с ним бороться? Могут ли ученики 6-го класса создавать проекты? Практика говорит: могут. И занимаются они этим с начальной школы. Но вот в гости к 6«Б» пришла Надежда Викторовна Малышева, чтобы предложить ребятам научную помощь. «Что такое проект? Без чего проекта не будет? С чего он начинается и чем должен закончиться?» - такие вопросы задала она учащимся, и оказалось, что ответить на эти, казалось бы, простые вопросы не так уж и просто. И тогда Надежда Викторовна предложила начать с простого – с игры. А для игры разбиться на команды. Потом получить маленькое творческое задание – создать презентацию маленького детского стихотворения, за определённое время выполнить его и представить результат. Встреча длилась полтора часа, а над результатами её предстоит ещё размышлять и самим ребятам, и их классному руководителю И. А. Иванову, и научным руководителям, которые познакомились с шестиклассниками, оценили их потенциал и готовы помогать в этом нелёгком, но увлекательном деле – в создании проектов. Игорь Анатольевич Иванов, учитель русского языка и литературы лицея № 1561, классный руководитель 6"Б". Итоги нашего первого занятия пока такие:
На следующем занятии попробуем разобраться, что такое "схематизация" и "построение понятий".
| |
|