Приветствую Вас, Гость
Главная » 2016 » Ноябрь » 12 » Тренинг проектных умений - 2
22:27
Тренинг проектных умений - 2

     Как показал наш первый тренинг и мой предыдущий  опыт работы, осуществлять деятельность в группе ученики общеобразовательной школы могут в массе своей. Коллективное мышление - вот задача для тех, кто пытается реализовать ФГОС нового поколения. 

    Процесс проектирования, безусловно, акт мышления. Согласно культурно-исторической теории Выготского, мышление – это оперирование понятиями: умение видеть его смысл, понимать, из каких частей может состоять сложное  понятие, вычленять существенные и несущественные признаки, видеть его место в ряду других и понимать взаимосвязи в системе. По Г.П.Щедровицкому, «иметь понятие» - это уметь его построить, воплотить в деятельности и реализовать в коммуникации с другим, то есть, объяснить.

    Одно из важнейших проектных умений, как мне кажется, это умение представлять информацию в различных видах, например, словесном и схематическом. Схема  понятия – это, фактически,  модель проекта.

    На нашем втором занятии материалом для тренинга послужили басни И.А.Крылова; шестиклассники получили следующее задание для работы в группе:

1.   Проанализировать полученное произведение с целью выделения смысла.

2. Представить полученный в ходе обсуждения смысл каким-либо словом или словосочетанием (понятием).

3. Попытаться построить схему понятия – картинку, отражающую смысл данного понятия.

4. Подготовить свое выступление, попытавшись усилить выделенный смысл  или поменять его на противоположный.

          

   По моему мнению, понятия могли бы быть следующие: «Квартет» - несоответствие цели и средств, бессмысленная работа;  «Волк на псарне» - роковая ошибка, непредусмотрительность; «Слон и моська» - подлинное и подобие; «Осел и соловей» - некомпетентность; «Стрекоза и муравей» - благоразумие, предусмотрительность; «Кот и повар» - несоответствие  цели и средств, замена действия словами, демагогия.

   Для непривычной к такой работе  аудитории задание оказалось слишком сложным. До постановки группы фактически не добрались.

               

    Рисунки, полученные в результате обсуждения, можно  разделить на 3 уровня:

1) собственно схемы: «Квартет», «Волк на псарне»; 2) иллюстрации с элементами схематизации: «Стрекоза и муравей», «Слон и моська»; 3)просто иллюстрации: «Осел и соловей», «Кот и повар».

   Наиболее ярким было выступление «группы», состоявшей из одного Романа. Пытаясь доказать, что «один в поле воин», он выполнил задание полностью. В басне «Стрекоза и муравей» выделил понятия: «до» и «после», изобразил на схеме «до» пляшущую и довольную стрекозу,  а «после» - замерзшую и несчастную. Попытался применить некоторые сценические эффекты: пение и танец стрекозы, использовать  реквизит.

          

   Вторая, на мой взгляд, удачная группа, «Волк на псарне» состояла из 7 человек, была смешанной. Девочки придумали  «интерактивную» схему: груша, падающая под яблоню. Юноши руководили постановкой. Эта же группа наиболее активно участвовала в обсуждении.

          

   Группа «Квартет» более других приблизилась к схематизации смысла. Рисунок их, действительно, представлял собой схему. Но смысл они не донесли, так как отразили только процесс пересаживания, никак не указав, что он бессмысленный с точки зрения результата.

   Группы «Кот и повар», «Осел и соловей» - нарисовали иллюстрации к басням, практически проигнорировав задание о выделении понятия.

    При выделении смысла басни эти  ребята  (3-х последних групп) демонстрировали образцы  репродуктивного мышления, заменяя построение собственного понятия воспроизводством клише, уже забитых в сознание: «Не садись не в свои сани», «сизифов труд», и пр.

    «Слон и моська» - мы с Игорем Анатольевичем выделили понятие «быть и казаться»,  создали иллюстрацию с элементами схемы, прочли басню «громко и с выражением».

     Результат, который бы хотелось, достигнут лишь частично. Слишком сложное задание, необходимо разделить его на части: 1.выделение понятия и его схематизация ; 2. Работа с понятием, его усиление или отрицание в постановке.

 

Просмотров: 351 | Добавил: NadezdaM | Теги: схематизация | Рейтинг: 0.0/0