22:27 Тренинг проектных умений - 2 | |
Как показал наш первый тренинг и мой предыдущий опыт работы, осуществлять деятельность в группе ученики общеобразовательной школы могут в массе своей. Коллективное мышление - вот задача для тех, кто пытается реализовать ФГОС нового поколения. Процесс проектирования, безусловно, акт мышления. Согласно культурно-исторической теории Выготского, мышление – это оперирование понятиями: умение видеть его смысл, понимать, из каких частей может состоять сложное понятие, вычленять существенные и несущественные признаки, видеть его место в ряду других и понимать взаимосвязи в системе. По Г.П.Щедровицкому, «иметь понятие» - это уметь его построить, воплотить в деятельности и реализовать в коммуникации с другим, то есть, объяснить. Одно из важнейших проектных умений, как мне кажется, это умение представлять информацию в различных видах, например, словесном и схематическом. Схема понятия – это, фактически, модель проекта. На нашем втором занятии материалом для тренинга послужили басни И.А.Крылова; шестиклассники получили следующее задание для работы в группе: 1. Проанализировать полученное произведение с целью выделения смысла. 2. Представить полученный в ходе обсуждения смысл каким-либо словом или словосочетанием (понятием). 3. Попытаться построить схему понятия – картинку, отражающую смысл данного понятия. 4. Подготовить свое выступление, попытавшись усилить выделенный смысл или поменять его на противоположный. По моему мнению, понятия могли бы быть следующие: «Квартет» - несоответствие цели и средств, бессмысленная работа; «Волк на псарне» - роковая ошибка, непредусмотрительность; «Слон и моська» - подлинное и подобие; «Осел и соловей» - некомпетентность; «Стрекоза и муравей» - благоразумие, предусмотрительность; «Кот и повар» - несоответствие цели и средств, замена действия словами, демагогия. Для непривычной к такой работе аудитории задание оказалось слишком сложным. До постановки группы фактически не добрались. Рисунки, полученные в результате обсуждения, можно разделить на 3 уровня: 1) собственно схемы: «Квартет», «Волк на псарне»; 2) иллюстрации с элементами схематизации: «Стрекоза и муравей», «Слон и моська»; 3)просто иллюстрации: «Осел и соловей», «Кот и повар». Наиболее ярким было выступление «группы», состоявшей из одного Романа. Пытаясь доказать, что «один в поле воин», он выполнил задание полностью. В басне «Стрекоза и муравей» выделил понятия: «до» и «после», изобразил на схеме «до» пляшущую и довольную стрекозу, а «после» - замерзшую и несчастную. Попытался применить некоторые сценические эффекты: пение и танец стрекозы, использовать реквизит. Вторая, на мой взгляд, удачная группа, «Волк на псарне» состояла из 7 человек, была смешанной. Девочки придумали «интерактивную» схему: груша, падающая под яблоню. Юноши руководили постановкой. Эта же группа наиболее активно участвовала в обсуждении. Группа «Квартет» более других приблизилась к схематизации смысла. Рисунок их, действительно, представлял собой схему. Но смысл они не донесли, так как отразили только процесс пересаживания, никак не указав, что он бессмысленный с точки зрения результата. Группы «Кот и повар», «Осел и соловей» - нарисовали иллюстрации к басням, практически проигнорировав задание о выделении понятия. При выделении смысла басни эти ребята (3-х последних групп) демонстрировали образцы репродуктивного мышления, заменяя построение собственного понятия воспроизводством клише, уже забитых в сознание: «Не садись не в свои сани», «сизифов труд», и пр. «Слон и моська» - мы с Игорем Анатольевичем выделили понятие «быть и казаться», создали иллюстрацию с элементами схемы, прочли басню «громко и с выражением». Результат, который бы хотелось, достигнут лишь частично. Слишком сложное задание, необходимо разделить его на части: 1.выделение понятия и его схематизация ; 2. Работа с понятием, его усиление или отрицание в постановке.
| |
|