13:26 Докадин А.М. Рефлексия 42 (театральной) сессии «Школы майевтики» | |
Участник сессии Александр Докадин Рефлексия 42 (театральной) сессии «Школы майевтики» Материалом для обсуждения на сессии была пьеса А.В. Вампилова «Старший сын» и одноимённый фильм. Участникам была поставлена задача – выявить способы действия героев, проанализировав их поступки в проблемных ситуациях (какие цели ставятся и как они достигаются). На мой взгляд, интересно обратить внимание на героев, которые ставят схожие цели. Такими парами в пьесе являются Сарафанов с Бусыгиным и Нина с Наташей. Сарафанову и Бусыгину нужно сохранить разваливающуюся на наших глазах семью. Метод, который для этого использует Сарафанов можно назвать «консервацией» - он пытается сохранить ситуацию такой, какая она есть, как можно дольше. Во-первых, он договаривается с Наташей, чтобы она не «отшивала» Васеньку сразу, ведь тот склонен к необдуманным, импульсивным поступкам и после каждой неудачной попытки добиться благосклонности Наташи рвётся уехать из дома, бросив отца. Хотя дети уже давно знают об увольнении отца из оркестра, Сарафанов, желая сохранить статус кормильца и отца семейства, предпочитает делать вид, будто всё по-прежнему. Вследствие таких решений проблемы не решаются, а напряжение внутри семьи только растёт. Вряд ли Сарафанова можно осуждать, поступки являются отражением его характера: мягкий, покладистый, нерешительный, жена называла его блаженным. Бусыгин в той же ситуации действует иначе – он моложе, энергичнее и смелее Сарафанова. Главное их отличие – Бусыгин умеет ориентироваться в проблемной ситуации и принимать решения. Он быстро выявляет слабое место Сарафанова (чувство вины за брошенную девушку), и эксплуатирует его, чтобы «доказать» своё родство совершенно незнакомым людям. В течение одного ужина он переориентирует Нину с радиотехника на себя, показывая ей, что в распланированной жизни её жениха для неё самой нет места. И к Васе он нашёл подход: вместо того, чтобы вменять ему ответственность за отца, как это делает Нина, чтобы отговорить от поездки на стройку, он говорит с Васей о его возможностях и перспективах при получении образования (в фильме на этом внимание не акцентировано, поэтому я предполагаю). Владея навыками манипуляции, провокации, смелостью в принятии ответственных решений, умея вычислять систему ценностей людей, Бусыгин предстаёт перед нами полноценным управленцем той ситуации, в которой находятся все персонажи. Как бы в подтверждении этого, Бусыгин получает от Сарафанова серебряную табакерку, как символ главенства в семье. Нину с Наташей можно сравнить по их способам поиска мужей. Нина определила критерии подходящего мужа. Видимо, устав от роли единственной хозяйки и единственного работающего члена семьи Сарафановых, в качестве мужа она выбрала из своих ухажёров полного антипода своему отцу. Радиотехник – целеустремлённый, волевой, ещё и красавец. Всё бы хорошо, если бы он не был полным идиотом, не желающим учитывать других людей в своём армейском распорядке. Думаю, что Наташа тешит себя мыслью, что однажды она повстречает принца на своём пути, но облегчать для него поиски она не собирается. Она закрыта от внешнего мира, неактивна, в свой выходной день предпочитает, сидя у крыльца, полистать журнальчик. Она меланхолично плывёт по течению времени и поэтому довольствуется вниманием лишь случайного «гастролёра» - Сильвы, да соседского подростка – Васеньки. Определение образа желаемого будущего и действия для его достижения – вот, что выгодно отличает Нину от Наташи. Пьеса С.И. Краснова «Песня года», на мой взгляд, о человеке, который в силу обстоятельств (место рождения, семья, окружение) обречен прожить свою жизнь, не познав своего счастья. Чтобы понять, что такое счастье, перед тобой должны быть примеры счастливых людей, реализовавших себя в профессии, любви, творчестве. В жизни главной героини таких примеров не было, поэтому она, скорее всего, и не задумывается о том, что где-то есть иная жизнь, направленная на самореализацию. Увлечение оперой, отличающее её от других, воспринимается окружающими как странное и бессмысленное. И поверив в это, она скрывает его от посторонних глаз как недуг, как проказу. А Киркоров понятен всем - это звезда. Увидеть его живьём – большой успех, вот она и стремится к тому, что все одобрят. Но душу не обмануть: неужели Чачатка, дальнобойщики, пьяные соседи по плацкарту под хиты Киркорова – это вся её жизнь? Да, вся! И света в конце тоннеля автор пьесы для девушки не оставляет. Пьеса «Заповедник» продолжает тему принятия решения в проблемной ситуации. Борис, главный герой, всю свою жизнь избегал ответственных решений: «ведь это как родится заново, причём по собственной воле». А, если это ошибочное решение? А, если я не смогу? А, может, время не подходящее? «Обложившись» отговорками он всё откладывает «на потом». «Потом» приходит, когда ситуация становится критической: так было в случае женитьбы, так случилось с отъездом из страны. Он всё время ждёт ситуации, когда у него не будет выбора – вот его способ действия. Почему-то только тогда он начинает двигаться согласно своей совести и в соответствии с желаниями жены. Я уверен, что он уехал к жене и дочке, ведь именно это решение подсказывала ему совесть (его жена, действительно была права), а все причины, которые ему мешали, были надуманы. По всей видимости, это было его первое судьбоносное решение, дальше жизнь изменится полностью, значит, будет тяжело, но он сохранил самое главное для него – семью (теперь он это признал для себя и признался в этом жене), ради которой он будет меняться.
| |
|