20:40 Итоги 47 сессии Школы майевтики | |
Мeus deus - ratio mea (Мой Бог – мой разум) или Mobiles ad superstitiōnem perculsae semel mentes (Умы, пораженные однажды, склонны к суеверию). «Добрый час, свободная минутка!» - перефразируя известную реплику героя «Белого солнца пустыни» хочется мне сказать. Со дня выезда прошло уже больше трех недель, а события и воспоминания о них все еще клокочут во мне и заставляют мыслями возвращаться к ним вновь и вновь. Почему Ирина Гришина вновь оказалась на нашем выезде? – ведь уже не раз она всеми своими действиями, словами, отношением демонстрировала: «Я – не ВАША! Я – СВОЯ!» Но, когда в фб получаешь: «Добрый вечер! Надежда Викторовна, скажите пожалуйста, вы собираетесь с Сергеем Ивановичем на марш Немцова в субботу?» - снова хочется дать этому человеку шанс… В результате совместного посещения Марша Памяти мы едем тогда, когда удобно Ирине; Тая вынуждена лавировать между выездом и походом, Надежда Викторовна Володичева пропускает в своей школе «День проектов», мы с Сергеем Ивановичем в апреле остались практически без выходных. Что мы видим на выезде? Принципы работы, демонстрируемые Ириной: 1. «Эпатаж любой ценой»! (на пленуме – «Бог есть Дракон», на мастерские – приходят ряженые и под вымышленными именами, на спектакле… и т.д.) 2. «После нас – хоть потоп». 3. «Зигмунд Фрейд всегда со мной, а Вы, товарищ Краснов со своей теорией гуманитарного проектирования, подвиньтесь!» 4. «Все они – марионетки в ловких и натруженных руках». Программа выезда существует для всех, но только не для группы колледжан под руководством Ирины. Они двигаются по своему плану, к одной, только Ирине известной, цели. Из программы выполняется только один пункт: на театральном вечере будет показан спектакль по пьесе «Дракон». А то, что вначале необходима работа со смыслом, с понятиями, выражающими этот смысл, выработка идеи, процедура самоопределения и взятия ответственности за реализацию идеи – это почему-то проходит мимо. Поскольку Иринин спектакль насыщен яркими эффектами: картинки из проектора, костюмы, музыкальное сопровождение, и добротно скроен: отрепетированы слова и действия персонажей, виден безупречный позиционный анализ в плане расстановки актеров на роли, то неокрепшие души пятиклассников ловятся: «Ух ты, здорово! Нам очень нравится! Хотим еще!» А мне не нравится, потому что я вижу другое: как в результате этой постановки пьеса Шварца из глубокого, насыщенного различными смыслами и контекстами произведения о тоталитарном режиме и людях в нем превращается в какую-то дешевую агитку для клуба анонимных алкоголиков. Поэтому, вполне закономерен финал Ирининой пьесы: Ланцелот, обнявшись с Драконом – но не Богом, а королем Пороков, уходят в закат. И не убедительно для меня звучат слова финальной песни, якобы «главного смысла», привнесенного ею в пьесу Шварца: «У каждого свой Бог». Нам показаны всего три, и все из области подсознания: Зелёный Змей (так как пьют «коньячок» в данной интерпретации и Шарлемань, и Кот, и Эльза), Похоть (в лице Эльзы – Ани, раздевающейся за ширмой и демонстрирующей зрителям свое нижнее белье) и Вседозволенность (в лице «рыцаря» Ланцелота, при первом же знакомстве с хозяевами задирающем ноги на стол). И сколько бы Ирина ни говорила о том, что пьесу они обсуждали, и смысл придумывали сообща – я не поверю, потому что «закрытый» - это правильно используемый для оценки ее проекта эпитет. И для меня он не выглядит «подлинным», поскольку декларируемый и предъявляемый смысл в нем расходятся. Произносимые со сцены слова и действия героев вызывают у меня "когнитивный диссонанс", настолько текст не сочетается с изображаемым! В какой-то момент я просто закрываю глаза и слушаю... Пьеса как никогда актуальна для нашей страны, все персонажи просто как будто списаны с сегодняшнего дня: Дракон, некогда в юности удачно прикинувшийся Ланцелотом, Ланцелоты, имеющие все шансы, получив власть, стать драконами, Бургомистры с сынками, горожане, чье любимое слово и поныне:"Тс-с-с-с!", Эльзу и Шарлеманя я тоже знаю, и не по одному, да и хитромудрые Коты... Смешные Ирины упреки в том, что «Краснов и школа майевтики не развиваются» можно отнести лишь к ней самой, так как принципы работы, демонстрируемые ею, выезд от выезда не меняются. А вот Сергей Иванович как раз выдвинул новые тезисы для оценки гуманитарного проекта: чтобы проект имел развивающий для проектировщика эффект, он должен быть «своим», «подлинным» и «открытым». Чтобы выделить эти три, казалось бы такие простые, слова – перечитаны тысячи страниц философской литературы, проведены сотни ОДИ для взрослых и десятки выездов Школы майевтики для детей, перепробованы и обсуждены сонмища понятий. И я многому из этого свидетель и соучастник. В этом плане (гуманитарного проектирования) эталонным для меня и почти незамеченным другими участниками выступил проект «Звуки музыки», авторами которого были Даша Смык и, я уверена, Юлия Васильевна. В нем прозвучала весьма глубокая мысль: спасти эти «убогие, разложившиеся и лживые душонки» может только культура – музыка. Наверное, авторам – шестиклассникам пока не хватило выразительных средств, чтобы донести эту мысль до зрителей. Но Юлия Васильевна всею своею жизнью доказывает ее, а у Даши еще все впереди. Вот ее отзыв о прошедшей сессии: «Майевтика. Уже во второй раз я приехала на выездную сессию школы Майевтики. Единственное, что огорчило: в этом удивительном месте мы были всего 2 с половиной дня! Хотя, может, именно из-за этого я так жду следующей сессии. Однако, в эти неполные 3 дня, мы успели едва ли не больше, чем в прошлый раз—за четыре. Работа так и кипела! Больше всего мне понравилось и запомнилось ставить свои инсценировки по пьесе Шварца «Дракон» (которой и был посвящен весь выезд). Вообразите, времени в обрез, а вам надо из ничего, только опираясь на текст, взять да поставить свой маленький спектакль!.. И началось, и завертелось! Кто-то набрасывает сценарий, кто-то подготавливает, шьёт, красит костюмы из подручных материалов, кто-то уже учит полученные слова. Но главное, что всё это делалось вместе. Не берусь судить о других командах, но в нашей невозможно сказать, кто делал больше, а кто меньше. Потому что от каждого была неоценимая помощь, неиссякаемый индивидуальный креатив, великолепные неповторимые образы. И эти строчки я посвящаю всем участникам группы «Звуки музыки». Спасибо вам огромное, вы—замечательны. Было очень интересно, иногда забавно, иногда грустно смотреть постановки всех остальных участников выезда. Было много интересных новых идей, все мы чему-то научились друг у друга. Помимо спектаклей как всегда были обсуждения в группах, рефлексии, «бал», где мы буквально за несколько минут научились танцевать красивые несложные танцы, которые сами же и придумали. В заключении хочу сказать, что выезд удался. Я хотела бы ещё встретиться с такими замечательными, яркими, интересными людьми, проделывать такие же увлекательные работы, в общем, непременно приехать сюда на следующий выезд». …Нужны ли нам на выезде провокаторы вроде Ирины? С одной стороны, где она – там жди скандала. С другой стороны – она как лакмус, проявляет все слабые позиции. Такова лицейская Аня, таков и бедный Дементий. Поддавшись на Ирину манипуляцию и скандируя вместе с колледжанами «Бог есть!», он получил от Сергея Ивановича любимое звание: «идиот». Рыдая, после пленума он пришел выяснять: «За что? Неужели Вы против того, что Бог есть?» И вполне был удовлетворен ответом: «Тот, кто считает, что Бог действительно есть, и у кого он живет в душе по-настоящему, никогда не позволит себе устраивать такие акции и скандирования». И хотя смотреть на плачущего шестиклассника было безумно горько, я понимаю: он вынес из этой ситуации свой урок; надеюсь, получил хоть какую-то прививку от возможности собой манипулировать в будущем, а иначе он не написал бы такого отзыва: «Мне очень понравилась майевтика: очень много личностей, много всего интересного! Я рад, что я там был! Я узнал новую пищу для размышлений! Спасибо. Мне интересно проанализировать то, что я получил. Жду следующую майевтику». Что на сессии удалось, что не очень? Два с половиной дня в режиме, практически, "мозгового штурма" - многим ребятам понравилось Но обсудили пьесу, конечно, поверхностно; не было понятийной работы. Одна из моих мастерских получилась тяжеловатой, хотя и интересной, а "бал" мне очень понравился. Плоховато мы подготовили отрывки из спектаклей для просмотра, честно сказать - не хватило времени выбрать что-то более достойное, хотя и можно было. Хорошим приобретением на этом выезде стали наши звукорежиссеры, Никита и Женя. Хочу сказать им большое спасибо и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество. Дважды на выезде меня удивил Женя Матюнин и два раза «не удивил». Работая в группах на мастерских, он смог поставить довольно забавные и креативные сценки (особенно на балу, «танец со стульями»). И совершенно не удивил своим провалом мастерской, поскольку никто не понял ни цели, ни смысла, ни результата (так же, как и постановка мини-спектакля с пятиклассниками). Таким образом, счет 0:0 «в пользу Жени». Чем является для нас Школа Майевтики? Жизненным проектом? Лабораторией для педагогического эксперимента? Школой гуманитарных проектировщиков? Сценой для творчества? Зрительным залом для наблюдения? Питательным бульоном для выработки новых идей? Пространством «равных возможностей» для самовыражения? Клубом для общения? Средством для реализации собственных целей и амбиций? – каждый решает сам. И все это в ней возможно! Отзывы участников сессии можно посмотреть здесь. | |
|