Приветствую Вас, Гость
Главная » 2023 » Сентябрь » 19 » Концепция школы майевтики 3.
13:36
Концепция школы майевтики 3.

Образование, формирующее проектное самосознание Концепция «школы майевтики-III» (школы гениев)

Проблема

Коренной изъян современного школьного образования сумел обнаружить еще в конце XIX века российский философ В.В. Розанов. В своей работе «Сумерки просвещения» он проявляет следующую, носящую фундаментальный характер, проблему образовательного проекта Я.А. Коменского. Хотя школа и постулирует воспитание всесторонне развитого человека, в реальности же его сознание формируется в ней путем эклектичного соединения норм различных культур, имеющих часто разные ценностные основания. Получивший такое образование человек, в лучшем случае, много поверхностно информирован, как будто всю последующую жизнь он собирается решать кроссворды или участвовать в передаче «Что, где, когда?». Но его беда в том, что энциклопедическая осведомленность оставляет его к этому знанию абсолютно безразличным. «Вовсе не наилучшие одаренные полнотою душевных даров и даже умственно не наиболее способные с успехом проходят тот тип всюду однообразной, прочно установленной школы… но именно посредственные и часто совсем обделенные. Проходят ее успешно те, которые ничем никогда не сумели заинтересоваться горячо, серьезно». Существующая система образования не выполняет своей главной функции – оно не является проводником подрастающего поколения в сферу высокой духовной культуры. «Культура есть все, в чем скрыт какой-нибудь культ», который в интерпретации русского мыслителя «…есть внутреннее и особенное внимание к чему-нибудь – предпочтение некоторого всему остальному». Но этого мало. Школа не только не выполняет задачу воспитания культурного человека, более того, вся сложившаяся система образования устроена таким образом, что с малых лет засушивает у подрастающего поколения все ростки заинтересованного взаимоотношения с духовной культурой человечества. Из года в год, из десятилетия в десятилетие все более совершенствуются рабочие программы, улучшаются методические пособия, учебники изощряются как бы сделать так, чтобы было изучаемый материал был более понятен для ученика и «впихнуть» в его память как можно больше всевозможной информации. «При этом вовсе не берется в расчет главная задача образования – зажечь искру Божию в человеке». То есть раскрыть его дар к одной из областей духовной культуры человечества. Стремлением к всеохватности система образования препятствует развитию личного интереса ребенка к определенному культурному феномену. Из выявленного коренного изъяна существующей системы просвещения, следует непреодолимое препятствие на пути формирования культурного творческого человека - отсутствие уникальной образовательной траектории для каждого ребенка. Очевидно, что образующийся в головах учеников «информационный беспредел» приводит к пресловутой перегрузке и постепенной потери ими смысла образования. Но объект образования и дальше продолжает всесторонне программироваться, вследствие чего его «круглому сознанию» нечем зацепиться за преподаваемый материал, да и сами предлагаемые учебниками знания рассчитаны на максимально легкое усвоение. Автор «Сумерек» пишет: «Не только нечем воспитывающимся привязаться к истории, к культуре за недостатком развития в них индивидуальности, но и не к чему в ней привязаться им за устранением в питающем материале этого же индивидуального, особенного». В основе культуры предпочтение, избирательность, судьбы людей, смыслы их жизней. Нет, и не может быть, духовной культуры и подлинного образования там, где нет проживания, волнения, где нет живых душ. Поэтому необходимо создавать такую систему образования, в которой знания оживляются, то есть учиться видеть за учебным материалом живых людей. Которые когда-то решали важную, волнующую их проблему, мучительно искали ее решение. Находились в точке социально-культурного самоопределения, принимали жизненно важные ответственные решения. Необходимо за предлагаемыми к усвоению знаниями видеть субъектов деятельности и мышления, которые их породили. Также субъектами деятельности и мышления необходимо стать в образовательном процессе и самим педагогам и школьникам. То есть они должны также попасть в точку социально-культурного самоопределения, чтобы начинать понимать смысл образования как взятие ответственности за сохранение и развитие выбранной ими отдельной области духовной культуры человечества. В образовании организованном на основе культурно-ценностного самоопределения его субъектов постепенно должно формироваться «личностное ядро», то, что Н.И. Пирогов называл «внутренним человеком». Говоря современным языком, должно формироваться самосознание, становиться такое качество личности как автономия, то есть способность в неопределенной ситуации на основе своего уникального понимания и коллективной объективирующей рефлексии вырабатывать новое правило, преодолевающее проблемность. Под самосознанием нами понимается способность человека оборачивать свою жизнь и деятельность в предмет исследования и преобразования. Другими словами обладающий самосознанием человек (субъект) – это человек, рефлектирующий и проектирующий свою деятельность и жизнь. Из этого определения следует, что самосознание отвечает за развитие сознания человека, в том числе системы его ценностей. Поэтому самосознание – это, прежде всего, критическая функция относительно норм, правил, знаний, технологий и приемов стремящихся попасть в сознание извне. Соответственно, забегающее по времени вперед часть самосознания, а именно проектное самосознание – это оценка, экспертиза качества выполняемой самосознанием деятельности (то есть отвечает на вопрос не что, а как?), то есть отвечает за динамику развития. То есть для того, чтобы обрести самосознание необходимо включиться, ценностным образом самоопределиться к одному из существующих в культуре проектов, произвести самоидентификацию. Только тогда впервые проявляются такие способности как трансцендирующее понимание и рефлексивное мышление – базовые способности развития самосознания. А само оно приобретает качество проектного. Таким образом, если в проекте Я.А. Коменского целью образования является обучения всех всему (пансофия), то в предлагаемой нами методологии образования, включающего проектное самосознание, главным становиться организация ценностного самоопределения субъектов образования к не реализующимся должным образом культурным проектам. Что должно является ключом к дальнейшему саморазвитию и самообразованию учащихся (и конечно педагогов). Таким образом, теоретической проблемой новой практики является вопрос: «Как должно быть организовано образование, в котором созданы условия формирования проектного самосознания?»

Подлинное образование

Под образованием автор статьи понимает нравственный выбор человеком одного из реализующихся в практике социально-культурных проектов, а также последующее освоение им его принципов, норм и правил, реализующих одну из фундаментальных ценностей и задающих смысл всей его будущей жизни. В качестве примеров приведем, философский проект критического рационализма Сократа, религиозно-этический проект Иисуса, проект доступности образования Я.А. Коменского, проект научного мышления Г. Галилея и т.п. Поскольку системообразующим понятием в так понимаемом образовании является ценностное самоопределение к одному из социально-культурных проектов, то настоящее образование невозможно без личностного привнесения своего отношения к нему, его интерпретации, опирающееся на специфику собственного понимания. Кроме того, самоопределение невозможно без рефлексивных процессов и соответственно становления самосознания. Поэтому образование как самостоятельная и самосознающая себя деятельность возможна лишь с подросткового возраста. И этим образование принципиально отличается от обучения как освоения технических навыков (чтению, письму, счету, работе на компьютере и т.п.). С включением самосознания образование становится как самообразовательная деятельность и протекает на протяжении всей жизни человека. Специфика понимания и уникальная жизненная траектория каждого конкретного человека приводят к тому, что ему приходится не только включаться, осваивать и восстанавливать определенный социально-культурный проект, но и реконструировать, обновлять его в новых неопределенных ситуациях в течение всей своей жизни. Последнее, по сути, является культурным определением инновационной деятельности. То есть, обладающий определенным типом мышления в рамках отдельного социально-культурного проекта человек, является социальным новатором и уполномоченным от имени своей культурной традиции общественного развития. Подлинное образование, организующее ситуацию самоопределения, есть всегда сначала исследовательская деятельность по расшифровке за имеющимися в наличии знаниями практической проблемной ситуации, в которой находились авторы этих знаний. Реконструкция проблемной ситуации на основе разных пониманий позволяет всем участникам образовательного процесса иметь свой фокус рассмотрения, двигаться по своей уникальной траектории, получать альтернативные авторским продукты и результаты своей мыслительной деятельности, становиться соавторами авторов исследуемых социально-культурных проектов. И участник такого коллективного исследования и проектирования, не важно, ученик это или педагог или родитель, должен понимать, что ему нужно учиться сравнивать свои средства с исследуемыми культурными эталонами для того, чтобы перестраивать, прежде всего, самого себя. Последнее, является механизмом саморазвития, которое является обязательным элементом рассматриваемого образования. Автор этого текста хочет быть правильно понятым и не предлагает заменить одно образование другим. Предлагается существующее образование достроить. То есть процесс трансляции знаний необходимо дополнить совместной проектно-исследовательской по сути деятельностью педагогов и учащихся по раскодировке зашифрованных в знаниях ценностей и смыслов авторов культурных проектов и выстраивания к ним своего отношения. Для чего необходимо переформатировать представленные в учебной деятельности готовые и логично упакованные знания в личностно значимые для субъектов образования проекты. Что имеется ввиду? Необходимо любое новое, вводимое в учебный процесс, понятие рассматривать как проект конкретного человека или группы людей, которые решали определенную теоретическую или практическую жизненно важную для себя проблему. То есть, надо, доходя до оснований за предлагаемыми к усвоению знаниями обнаруживать определенные ценности, к которым обязательно нужно выстраивать личное отношение и обучающихся, и педагогов. То есть оценивать проявленные ценности, определять волнуют или не очень обнаруженные проблемы, выявлять смыслы проделываемой предыдущими поколениями людей мыслительной деятельности. А именно: зачем это понятие появилось, как устроено, для чего употребляется, и как оно будет функционировать в нашей жизни? А главное учиться выявлять позиции авторов исследуемых проектов, а именно какую ценность каким способом они пытались реализовать? Введение в образовательный процесс категории «смысл» является решающим шагом для формирования в нем как личности, так и инновационной личности, как среди школьников, так и педагогов. То есть в образовательном процессе благодаря исследованию позиций авторов социально-культурных проектов создаются ситуации проявления ценностных ориентаций как обучающихся, так и педагогов. И образование становится возможным как осознание культурных ценностей и освоение новых средств как необходимых для успешной реализации осознанных ценностей. Образование, формирующее проектное самосознание устроено так, что известное нам знание должно быть обязательно проблематизировано, разоформлено новой ситуацией и новым пониманием новых включающихся в культурный проект людей. И только самостоятельная сборка исследуемого понятия включившихся в мышление людей приводит не только к «оживлению» пылившегося в архиве культуры потерявшего смысл знания, его обновлению, но и «рождению», оформлению самого человека как мыслящей творческой личности. Правда, в отличие от физического рождения, духовное рождение, то есть личностное и уникальное понимание в каждой новой социально-культурной ситуации производится каждый раз заново. Таким образом, в проблемной ситуации, благодаря включению самосознания происходит второе рождение человека. Под «вторым рождением» нами понимается обнаружение и принятие определенной культурной ценности как смысла своей жизни. Вместе с новым пониманием и включением рефлексии как обратной связи хода реализации обнаруженной ценности формируется механизм последующего периодического включения человека в творческую деятельность: проблематизация – проектирование, что, по сути, и является проектным самосознанием. Приведем в качестве примера подлинное образование Альберта Эйнштейна. Сначала его высказывание о учебе в своей гимназии в Мюнхене: «По-моему, хуже всего, когда школа работает методами страха, принуждения и искусственно создаваемого авторитета… Так вырабатывается покорный верноподанный.» И его переезд с родителями в Италию и продолжения там учебы. Средний ученик, который так и не получил аттестата. Средний студент института (Цюрихского высшего технического училища), часто пропускающий лекции и семинарские занятия. Но много самостоятельно прорабатывающий литературу по физике. С 12-летнего возраста его мышление захвачено фактом непреодолимости скорости света. Он начинает интуитивно чувствовать противоречие этого факта физической картине мира по Ньютону. После окончания ВУЗа он создает «Академмию Олимпия» - философский кружок с математиком Габихтом и философом Соловиным. Они читают и прорабатывают труды ученых по методологии науки и философии. Так сформировалось мышление гениального ученого. Принципы, на которых построено образование, включающее проектное самосознание: Все, что предлагается для исследования должно критиковаться в коллективном обсуждении. То, что предлагается для обсуждения должно волновать и быть интересным. Точнее необходимо напрягаться, чтобы вытащить из предлагаемого материала интересное и волнительное. Каждый участник обсуждения должен вырабатывать собственную позицию и оформлять ее в авторском тексте. Смысл глубокого, всестороннего многоаспектного рассмотрения предлагаемого материала – обнаружение позиции автора рассматриваемого культурного проекта. Обнаружение смысла созданного им культурного артефакта и всей его личной жизни и последующее самоопределение к предлагаемой им системе ценностей. На проектно-исследовательской сессии необходимо построить ситуацию, в которой у ребенка появляется и становится главным мотивом образования интерес к самому исследуемому культурному артефакту, к личности и судьбе человека его создавшего. То есть необходимо сформировать интерес к самому содержанию образования, очищенному от других мотивов (отметки, отношения с педагогом, родителями, «для общего развития», «в жизни пригодится» и т.п.). Подлинное образование должно строиться подобно современным формам взрослой коллективной творческой деятельности. Сначала есть культурный автор текста. Текст необходимо трансформировать в социально-культурный проект. То есть определить авторскую позицию: систему ценностей, способы их реализации, принципы, приемы. Выделить проблемную для себя область – то, что волнует, то, что недоделано, недодумано и можно дальше длить, развивать. Проделать ту же работу с собственной позицией (выделение системы ценностей, способов их реализации, принципов, приемов) относительно рассматриваемого автора. Оформление собственной позиции в собственном тексте. Почему «Школа гениев»? Быть гением, в точном смысле значения этого слова, значит быть хранителем рода, то есть в нашем случае держателем, восстановителем и обновителем ведущей ценности одного из социально-культурных проектов. Например, гений И. Канта в развитии философской традиции Сократа, Платона, Аристотеля; Франциска Ассизского в восстановлении идентичности проекта Иисуса; А. Энштейна в развитии проекта Галилея и Ньютона: С.П. Королева в реализации проекта К.Э. Циолковского полета человека в космос; О.Н. Ефремова в восстановлении и развитии принципов художественного театра К.С. Станиславского и В.Л. Немировича-Данченко; чемпиона мира по шахматам Р. Фишера в развитии идей П. Морфи и В. Стейница и др. В современном российском социуме как никогда остро востребованы гении в нашем понимании практически во всех сферах деятельности. Но особенно остро они необходимы в таких областях культурной жизнедеятельности как: право и политика, философия и методология общественного развития, экономика и инженерия, социально-культурное проектирование и наука, этика и, конечно, педагогика.

Понятие проектного самосознания

Развитие педагога и ученика в образовательном процессе необходимо трактовать как возможность саморазвития в ситуации содержательно-процессуальной неопределенности. Рефлексия позволяет зафиксировать личностную позицию в проблемных ситуациях и, главное, личный способ понимания. Интерпретация культурных текстов, коллективное критическое обсуждение является методом развития личного способа понимания и соответственно личностной позиции. Таким образом, образование, построенное на принципе содержательно-процессуальной неопределенности, предполагает формирование у педагогов и учащихся отношения к любой учебной ситуации как новой. Предполагает на основе социально-культурного самоопределения реализацию методологии обязательного нового целевого доопределения, принятие ответственных, рискованных решений, базирующихся на опыте проживания новой ситуации, ее рефлексии и понимания, и развития, в конечном счете, личностной позиции. Начнем с попытки дать новое определение «сознания». Совершенно очевидно, что сознание человек получает вместе с языком (речью) – культурным заместителем первой природы. Чтобы стать человеком, обрести сознание необходимо освоить совместные знания (знаково-символическое замещение всей первой природы: мира, межличностных отношений, внутренних ощущений). От объема и качества полученных знаний зависит социальное место человека в обществе и его поведение. Сознание (встроенная программа) предопределяет действия человека в стандартных ситуациях. Самосознание же просыпается и становится жизненно необходимым, когда встроенная в сознание программа перестает давать планируемый результат. То есть самосознание, прежде всего, признано выполнять критическую функцию. Результатом действия именно самосознания является всегда то, что человек начинает жить не как все, поступает личностно. Поэтому можно зафиксировать важнейшую функцию самосознания: экспертную относительно вложенных в сознание и продолжающих туда громоздиться новых знаний. Для осуществления этой функции необходимо произвести процедуру рефлексивного выхода, то есть удвоить самого себя. Таким образом, автор текста считает, что основной функцией самосознания является проблематизация имеющихся в сознании знаний. После логической оценки выделенных для экспертизы знаний необходимо произвести ценностное самоопределение, то есть решить для себя - продолжать верить и использовать в своей жизни экспертируемую программу или ее утилизовать в связи с открывшимися новыми обстоятельствами. Здесь мы встречаемся с необходимостью освоения педагогами метода проблематизации имеющихся знаний на основе прослеживания условий происхождения знаний в старом контексте деятельности и употребления знаний в новом контексте. Именно этот метод обеспечивает проектирование будущего и переоформление знаний в новую ситуацию деятельности. Только метод проблематизации позволяет сначала разложить на отдельные элементы, а затем связать знание, деятельность, социальные связи и отношения, нормы профессиональной культуры, личностные ценности и смыслы в единое интегративное целое. Важнейшие принципы этого метода проанализированы в разных системах практики российскими педагогами, психологами, философами (В.В. Давыдовым, В.С. Лазаревым, В.И. Слободчиковым, Г.П. Щедровицким). Различные иностранные научные школы исследователей образования связывают именно этот метод с обучением творчеству. Таким образом, самосознание отвечает за динамику развития сознания человека, в том числе системы его ценностей. Проектное самосознание – это оценка, экспертиза качества выполняемой самосознанием деятельности (то есть отвечает на вопрос не что, а как?). Проектное самосознание отвечает за качественную самооценку и развитие способностей проектировщика в процессе прохождения им неопределенности (От ощущения что «что-то не так» - рефлексивного выхода, проблематизации - построение конфигуратора из выявленных разных норм, появления идеи, замысла – к самоопределению, принятию ответственного решения – до разработки плана и его реализации). Сознание нормативная – рутинная часть, общее для всех правило. Самосознание отвечает за ситуативную составляющую, за исключение, за уникальное событие, за личностный выбор. За последствия встречи двух разных культурных норм, сшибки ценностей в сознании отдельного человека. Проектное самосознание отвечает на вопрос «Насколько темпорально эффективно и глубоко происходит проблематизация?» С запозданием, вовремя или с опережением возникающей проблемной ситуации. Проектное самосознание отвечает за предвидение и критику своего будущего. Оно формирует позицию отношения к себе в каждой новой ситуации как к новому.

Можно выделить четыре типа личности.

Индоктринированная личность – сознание сформировано извне. Адаптивное поведение. Цели, ценности и смыслы заимствуются извне.

Инициативная личность - ценностное сознание, есть интерес к определенной области культуры. Наличие совести как регулятора и контролера вектора самодвижения.

Рефлексивная личность – наличие самосознания, способность восстанавливать нормы культуры в своей жизни. Талантливый мастер в своем деле. (Попадает в цель, которую кроме него никто не может попасть).

Инновационная личность – наличие проектного самосознания, способность видеть новое, противоречия, выдвигать смелые гипотезы, обновляться и обновлять ситуацию, создавать новое и уникальное. Гений в своем деле (Попадает в цель, которую кроме него никто нее видит).

Подлинное образование должно обеспечить такое развитие человека в процессе жизни, которое позволяет ему совершать переходы от индоктринированного сознания к ценностному, затем к самосознанию и, наконец, к проектному самосознанию в точках присутствия.

«Второе рождение» или точка присутствия М.К. Мамардашвили.

«Наше предназначение можно увидеть в точке, возникающей перед нами тогда, когда нам удается что-то увидеть «первым светом». И эта точка самим человеком каждый раз создается заново. Эта точка возникает только тогда, когда я доопределяю что-то существующее вне меня, но без меня это не состоялось бы. Для доопределения необходима работа моей души: волнение, самостоятельная мысль, поступок. Таким образом, предназначение не может случиться, сделаться без меня, кем-то вместо меня, предназначение – это то, что могу и призван сделать только я. Несделанное мною – не существует. По М.К. Мамардашвили «точка присутствия» есть ситуация самоопределения и творческого акта. И он считает, что попасть в точку «полного присутствия» можно только после процедуры размыкания как с прошедшим миром, так и с самим собой (то есть со своими отжившими стереотипами и шаблонами). Точка присутствия, в его понимании, всегда точка начала координат. Следующей существенной характеристикой точки присутствия является то, что это некоторое отношение к чему-то, что не оставило равнодушным. Это связка человека и чего-то вне него, вызывающее у него переживание. М.К. Мамардашвили считает, что нахождение в точке присутствия возможно только время от времени, с перерывами. Заполнив пустое место своим актом самоопределения, человек начинает жить в этой точке своей настоящей, подлинной жизнью, но только на какое-то незначительное время. Затем наступает полоса обыденной жизни, которая наполнена какими-то автоматическими действиями – до следующего попадания в точку присутствия. Таким образом, Мераб Константинович формулирует положение о жизни человека одновременно в двух мирах: ставшем и становящимся благодаря усилиям его самого. Далее он утверждает, что именно в точке присутствия человеку открывается истина. Но она часто мало того что часто неприятна, даже ужасна. И, теперь, перед тем, кто это понял, стоит проблема, как жить дальше, с этим новым пониманием? Как это уместить в себе? М.К. Мамардашвили вводит образ «расширяющейся души». И должна она расшириться настолько, чтобы и «ад в себя вместить». По-видимому, в акте понимания была явлена новая ценность или новый смысл, который разоформляет предыдущий мир, обессмысливает старые ценности. Старому миру больше не на чем держаться, и поэтому необходимо начинать строить новый мир, в котором эта понятая новая реальность заняла бы свое место. Следовательно, в происходящем за точкой присутствия, откроется новый мир в той мере, в какой человек в состоянии расширяться душой и измениться. То есть понимание у М.К. Мамардашвили является трансцендентным актом. Если что-то понял, то, только «выйдя» из самого себя, и обратно вернуться уже невозможно. Поскольку новый смысл разрушает старую структуру ценностей. Точка присутствия - встреча с самим собой новым. Ее суть самообновление.

Образование как переписывание культуры (Вместо заключения)

В современном развивающемся мире на первый план выходит способность вырабатывать и отстаивать собственную мировоззренческую позицию. А образование становится местом формирования этой способности на примерах реализовавшихся проектов предыдущих поколений. Вся духовная культура человечества состоит из ценностей и способов их реализации, то есть является бесконечно большим набором описаний определенных сильных позиций, реализовавших свое жизненное призвание людей. Но проекты, заданные предыдущими поколениями людей далеко не завершены. Специфическая особенность ценностей духовной культуры, что они как поиски истины никогда не будут исчерпаны до конца. Каждому наследнику из каждого следующего поколения подрастающих людей необходимо в собственном образовании учиться в новых ситуациях при помощи собственного понимания, ответственно «включаться» в один из реализующихся социально-культурных проектов, восстанавливать и обновлять его смысл и способ реализации в проблемных ситуациях. Речь идет о единственном способе жизни культурных ценностей человечества. Но именно в этом и заключается и смысл жизни, и призвание конкретного и уникального человека.

Просмотров: 246 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0