Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Декабрь » 14 » Отзыв о постановке "Заповедник" на 42 сессии "Школы майевтики". Иван Ананченко - опоздавший участник сессии.
16:12
Отзыв о постановке "Заповедник" на 42 сессии "Школы майевтики". Иван Ананченко - опоздавший участник сессии.

Письмо другу

            Один мой друг говорил: "Главное - не бояться!". Не знаю, относил ли он это к тридцатилетнему возрасту или к другому - не суть. Но начать нужно именно с этого. Знаешь, недавно в театре посмотрел постановку Довлатова "Заповедник" - не могу не поделиться! Жаль, ты не видел, думаю, нам бы было что обсудить. Ты же читал это произведение?! Если помнишь,  там главный герой - писатель, которого не публиковали на Родине, ввиду  чего он не мог обеспечить свою жену с ребенком. Уезжать он, то ли не хотел, то ли боялся. В итоге он остался на Родине и спился, в то время как жена с ребенком улетела в Америку. А что им еще оставалось? Делать он ничего не хотел, очевидных вещей не понимал, и самое страшное – был убежден в своей правоте на столько, что готов был пожертвовать своей семьей. Неприятный тип с завышенным самомнением! По крайней мере, я так думаю. И для меня смысл повести сводился к тяжелому выбору: жить ради себя или ради семьи. И автор довольно честно фиксирует, что в кризисный момент человек принимает решение, которое сидит в его голове. В «Заповеднике» - это решение для главного героя выглядит примерно так:  «я боюсь жить не на Родине больше, чем жить без семьи». Да, конечно, он потом понимает, что решение обманчиво было, но уже поздно – от этого он и спивается, да и умирает скорее всего…  А вот смысл постановки, которую я посмотрел недавно, иной. Тебе будет любопытно услышать его. По мнению режиссера постановки – никогда не поздно принять правильное решение. И судя по тому, как заканчивается пьеса – автор убежден, что хороший финал будет в любой момент, когда он решится, ведь в итоге он уезжает вслед за семьей в Америку в полной уверенности, что теперь будет все хорошо.

Но, на мой взгляд, невозможно сесть в ушедший последний поезд. В этом мне кажется, главная беда персонажа – он не понимает, что принимая решение, которое нужно было принять гораздо раньше, он ничего не изменит, так как принимать нужно уже другие решения, возможно превышающие его личность, опережающие, что ли. Другие…

По пьесе герой довольно цинично рассуждает на тему любви, говоря, что нет у нее критериев. Такая трактовка позволяла ему очень долго «пудрить» мозги своей жене и находится в состоянии философской возвышенности над ничтожным бытом, рабой которого, по его мнению, являлась жена. Беря от жизни все самое лучшее: заботу любимого человека, духовный труд и творческие искания, главный герой каким-то удивительным образом полностью забывает об обеспечении всего этого. Он живет в ситуации, когда ему все должны, а он никому ничего не должен, ведь он – художник, создающий что-то «гениальное», только в пьесе так и не показано, чем гениален герой (и гениален ли?), помимо своей лени, эгоизма, богемности и безответственности. Прости, что так эмоционально описываю все увиденное, но иногда лучше сказать правду, хоть и грубую. Почему говорю именно тебе? Наверное, потому что с другом делятся самым сокровенным.

Знаешь, вот сейчас вспоминаю пьесу и не понимаю: почему он не уехал с женой? Чего он боялся? Почему не бросился вслед за ней? И оставаясь один в душной комнате, что он боялся еще потерять? Неужели есть у человека ещё что-то более дорогое, чем любимый человек: мама, жена, ребенок? Не могу найти ответа. Может он просто не любил?

Долго искал в интернете мнение самого режиссера о постановке и нашел сегодня, наконец. По замыслу режиссера главный герой все-таки уехал к жене и «будет меняться». «И это слова…» - невольно вспомнилась фраза жены героя после прочитанного мной режиссерского текста. А любовь – не слова…

Прости, что так отвлекаю тебя своими рассуждениями, возможно, ты мне поможешь понять, ведь в обсуждении сила, ты же знаешь это. Я помню, как несколько лет назад обсуждали мои произведения: и стихотворения, и песни, и даже сценарий  фильма – было очень тяжело и больно, но зато теперь увереннее стою. Возможно, и в этой пьесе мне просто не хватило разговора с режиссером.

            Наверное, так остро реагирую еще и потому, что несколько дней назад попрощался со своим родственником, чем-то похожим на главного героя пьесы, который не смог принять своевременного решения и изменить жизнь. Разница, пожалуй, только в том, что мой родственник знал, чего хочет, но не верил, что сможет реализовать желаемое, а персонаж пьесы верил, но не знал во что…

            Вот такие вот мысли родились после просмотра и осмысления увиденного. Рекомендую тебе все-таки посмотреть постановку – хочется с тобой ее обсудить. Пиши!

                                                                                                                            11.12.2014

Другу, который поймет…

P.S. Совсем забыл тебе рассказать, наш друг все-таки согласился работать менеджером, хоть и будет продолжать подрабатывать официантом. Посмотрим, в конце концов, он ничего не теряет! Я за него рад.

 

Просмотров: 1305 | Добавил: VANYA | Рейтинг: 5.0/2