44 сессия ШМ была экспериментальная. Перед участниками была поставлена очень трудная задача: создать свой проект не на сессии, а приехать с уже готовым текстом. Планировалось
- обсудить тексты первоисточников («Пикник на обочине» Стругацких и «Сталкер» Тарковского) и найти в них смыслы, заложенные авторами;
- обсудить тексты юных писателей или фильмы режиссеров, понять их сильные и слабые стороны и попытаться улучшить;
- проанализировать полученные тексты на предмет ответа на вопрос: получилось ли улучшение?
Очень скомканным, на мой взгляд, получилось обсуждение «Пикника на обочине». Фактически, все свелось к попытке понять смысл «мясорубки» (как некоего алтаря для жертвоприношений) и «золотого шара» (как некой «волшебной палочки», награждающей свершением сокровенного желания того, кто преодолел все опасные препятствия «Зоны»). Из всего обсуждения запомнилась только мысль Сони: «Идея Стругацких созвучна произведениям Достоевского, по мнению которого цель не дожна оправдывать средства, какой бы благой она не казалась». Наверное, мысль созвучна и моим размышлениям последнего времени, поэтому и засела в мозгу. Соня, конечно, свой человек, близкий нам по ценностям, ездит к нам в школу майевтики давно (не знаю, что - причина, а что-следствие).
«Сталкеру» повезло больше, на второй день обсуждение, как мне кажется, получилось более осмысленным.
Отважных авторов, не побоявшихся стать объектом критики, из приехавших 45 человек оказалось семеро (из них пятеро привезли готовые произведения – прозу или фильмы, двое – на стадии идеи).
С.И.Краснов, девиз которого «давая задание другим не забудь выполнить его сам», написал продолжение в фантастически-детективном жанре.
Девочки из 108 школы представили «фэнтези», повествующий о дальнейшей судьбе Рэдрика Шухарта – он стал призраком, это расплата за искушение «золотым шаром»;
Фильм «Чудо Зоны» студентов колледжа (которые были на выезде благодаря нашей коллеге Ирине Гришиной), безусловно, был самой проработанной с технической точки зрения вещью, представленной на выезде. По версии создателей, Рэдрику помогает его собственная дочь, Мартышка, которая все-таки выздоровела и вывела отца из Зоны. Счастливый финал, где отец с дочерью идут, взявшись за руки, а за ними бежит черная собака (как в «Сталкере») был близок к тому, чтобы «прослезить» зрителей. Во всяком случае, «чувства добрые» своим кино они явно пробудили.
Второй фильм, автором которого была уже упомянутая десятиклассница Соня из 108 школы, с рабочим названием «Гонка в Зоне», перекликался с «Голодными играми». В фильме рассказывалось о проведении в Зоне гонки на выбывание, победитель которой должен был получить «золотой шар», а получил «мясорубку».
Еще один рассказ, «Месть Барбриджа», автор - Славик, семиклассник из школы 2009, повествовал о том, как убитый горем отец, мстя за смерть сына, отправился просить у «золотого шара» смерти Рэдрику, но сам угодил в «мясорубку».
Именно с этим произведением мне довелось поработать, совместно с другими ребятами из 2009 школы. При работе в группе мы постарались различить понятия "прагматик" и "идеалист", поскольку вся история Рэдрика Шухарта, как нам показалось, это история превращения человека, просто выживающего и зарабатывающего добычей "хабара" в человека с "идеалами". Тому подтверждение - его финальные слова: "Счастья всем, и даром, и пусть никто не уйдет обиженным!" Над понятиями мы работали вместе, а способ выражения позиций в литературном тексте моим коллегам по группе предложено было найти самостоятельно. Попытавшись поставить обоих сталкеров (Барбриджа и Рэдрика) в одинаковую ситуацию (потери своего ребенка) ребята попытались представить их разную реакцию на случившееся. Получилось немного коряво, но в целом, наверное, неплохо: кровавую попытку Барбриджа отомстить автор оставил без изменений, а Рэдрик попросил у "золотого шара" воскресить всех, кого забрала Зона.
Еще одно недописанное произведение по мотивам «Пикника…» - попытка девятиклассников найти объяснение некоторым поступкам Рэдрика в его детстве. По замыслу авторов, разногласия Рэда с отцом по поводу собаки привели к тому, что Рэд внешне стал излишне жесток и скрытен, но все же внутри сохранил добрую душу. Но ввиду очень малого количества времени задумка ребят не была осуществлена полностью, оставшись пока «незавершенным проектом».
Не могу сказать, что на сессии получилось все, что задумывалось. Отдельные «звездочки», конечно, блестят (например, Соня из школы 108), и мне кажется, что в ее умении мыслить и творить есть хоть какое-то влияние выездов Школы Майевтики. Но для более серьезной и ответственной работы, для активного интересного неформального общения, конечно, катастрофически не хватало времени. Поэтому у меня большое чувство неудовлетворенности присутствует. Если мы всерьез хотим заниматься развитием детей и педагогов, надо больше времени и серьезнее подготовку.
|