Приветствую Вас, Гость
Главная » 2014 » Октябрь » 28 » Рефлексия работы в школе майевтики. Гуманитарно-методологический аспект. Руководитель «Школы майевтики» Краснов С.И.
07:50
Рефлексия работы в школе майевтики. Гуманитарно-методологический аспект. Руководитель «Школы майевтики» Краснов С.И.

 

Я не буду останавливаться на факторике, происходящих на 41 сессии событий и анализе ее предметного содержания. Скорее попытаюсь вернуться к «истокам» - цели «Школы майевтики», сделать попытку ее конкретизации с учетом пройденного 14-летнего славного пути и особенностей современной социально-политической ситуации.

Итак, начиная проектные игры с детьми, мы ставили своей целью выявление думающих о своем будущем детей и создание на проектных сессиях ситуаций их культурно-ценностного самоопределения.  Это должно было в идеале привести к появлению активного, рефлектирующего свою жизнедеятельность человека сначала ищущего свое призвание, а затем замысливающего и реализующего в его горизонтах самостоятельные творческие проекты.  На сегодняшний день хотя бы двигающихся в этом направлении в рамках нашего культурно-образовательного сообщества можно пересчитать используя пальцы одной руки. То есть КПД «Школы майевтики» значительно уступает КПД топке паровоза, которая, как известно, равняется 5%. Кроме того, запущенные с 2010 года в Москве процессы изничтожения инновационной деятельности, вариативности образовательных программ в школах,  культурных сообществ в рамках государственной системы образования, делает с точки зрения прагматических целей администраторов школ их участие в выездных сессиях «Школы майевтики» сегодня бесполезными, а завтра и просто опасными. Провозглашая на бумаге во ФГОСах нового поколения развитие в государственной системе образования свободной думающей личности, на деле пришедшие к власти чиновники создают систему больше похожую по своим принципам на оборонную индустрию с близкими к армейским порядкам, где ни о какой автономии личности, в нашем случае педагога или ребенка, речи быть не может…

Подведем предварительные итоги. Поставленные в 2001 году цели не достигнуты, специально организованные в государственной системе образования процессы рано или поздно приведут к невозможности проведения проектных сессий в сложившемся формате. Вопрос только во времени. Нам дадут существовать несколько месяцев или несколько лет?

В тоже время на 41 сессии уже отчетливо проявилась новая тенденция, которая возможно и будет являться стратегическим вектором развития нашего тем не менее культурно-ценностного сообщества. На наши сессии вести группы приезжают студенты, которые еще полгода назад были их рядовыми участниками. Первый раз приехала в этом качестве  бывшая ученица школы №200 и теперь студентка биофака МГУ Комарова Анна. Я естественно ее спрашиваю: «Ань! Чего приехала-то?» Она отвечает: «По детям соскучилась!» Она и раньше была на сессиях организатором проектных групп младших детей. И я посмотрел в зал под этим углом зрения. Вот Ирина Гришина привезла своих студентов колледжа. В школах №2009 и №198 работают с приехавшими детьми Иван Ананченко и Александр Докадин. А это две трети приехавших на сессию детей! Значит «выпускники» «Школы майевтики» или только хотят (как Аня) или уже занимаются педагогической деятельностью. И проектные сессии являются экспертизой состояния их деятельности. И хотя то, чем они занимаются, называется проектной деятельностью, по сути они пытаются выявить интенциональность, направленность на смысл детей и построить вместе с ними способы ее деятельностного воплощения. Речь идет, таким образом, об управлении их развитием. Очень удачно на этой сессии мы выбрали для анализа фильм «Амели», в котором главная героиня как раз пытается освоить эту позицию. И работа групп и их доклады проявили основную проблему учеников и организаторов «Школы майевтики». Мы анализировали, что делала Амели, строя ситуации развития людей из своего окружения.      А надо было анализировать, как она это делала. И строить схемы. Буквально снимать с нее способы управления развитием. Строить понятия и язык, адекватно описывающий эту реальность.

Например, в случае с Амели приходят на ум такие образы: «оживление», внедрение в чужую личную жизнь, опосредственное управление, организация «события»…Короче, необходимо строить язык описания этой реальности.   

Далее критиковать построенные схемы, строить свои. И имея свой отрефлектированный способ управления развитием далее снимать фильм в рамках тематизма этой сессии как демонстрацию наличия о нем понятия и иллюстрацию владения им. Вот чему надо учить на сессиях, семинарах, практической проектной деятельности «Школы майевтики». Нужно подбирать культурные образцы, в которых зашифрованы различные ситуации и нормы управления развитием людей, «вынимать» их оттуда, строить схемы, критиковать их, строить свои и осваивать в учебном проектировании. Набирая арсенал способов управления развитием, по идее на выходе у нас должен получаться «развиватель».   И чем мощнее его арсенал средств и актуальнее ценность развития других людей, тем больше шансов на продолжение деятельности «Школы майевтики».

Итак, «Школа майевтики» имеет шанс выжить и даже стать социально-культурным феноменом если:

  1. Обратит пристальнейшее внимание на анализ культурных способов управления развитием человека, разработку комплекса схем приемов, понятий и языка описания этой реальности.
  2. Если работа по пункту первому будет находиться внутри практической проектной образовательной деятельности, что позволит проявлять и выращивать людей, имеющих ценность и способы управления развитием людей.
  3. Если практическая проектная деятельность, в частности сессии «Школы майевтики» будет постепенно перестроена как деятельность сетевого сообщества, внутри которого существуют автономные проектные команды. Например, на сегодняшний день, такими командами являются лаборатория Краснова С.И. и «Школа профессионального и личного самоопределения» под руководством Гришиной И.А. (Хотелось бы чтобы их было побольше!) Тогда сессии начинались бы с разработки совместной программы, включающей соруководство, соорганизацию и  соуправление и могли бы стать ситуацией взаимной проблематизации, экспертизы.

Руководитель «Школы майевтики» Краснов С.И.

Просмотров: 1443 | Добавил: NadezdaM | Теги: рефлексия, школа майевтики, ФГОС, призвание | Рейтинг: 0.0/0