22:26 Семинар "Проектирование управленческого сообщества Лицея № 1561" | |
Объединение московских образовательных учреждений в комплексы c точки зрения ранее существовавших педагогических коллективов с культивируемыми в них многолетними традициями было достаточно формальным шагом, никак не учитывающим специфики их уклада. C управленческой точки зрения они именно образовательные комплексы - системы, состоящие из разнородных компонентов, в этом их принципиальное отличие от «однородных» образовательных учреждений. Сложение разнородных компонентов в реальности требует применения принципиально новых приемов управления людьми и организациями, новых подходов, нового видения. Проблемы, с которыми уже столкнулись недавно образованные комплексы, имеют управленческий и психологический характер. Во-первых, управление одним отдельно взятым образовательным учреждением и управление комплексом учреждений существенно отличаются, причем даже не столько объемом управленческой работы, сколько иным способом организации коллективного управленческого мышления. Во-вторых, сама система административного управления во многих образовательных учреждениях в непрерывно меняющемся обществе является, как говорится, «морально устаревшей». В-третьих, очень часто отсутствуют стратегически обоснованный перспективный замысел будущего образовательной организации и адекватный организационный механизм его реализации. Чтобы справиться с проблемами, нужно их точно сформулировать, найти их истоки, сформировать проектную команду, при помощи которой спроектировать систему развития образовательного комплекса. Первый шаг на пути к решению – обучение управленческой команды проектированию и создание индивидуальной программы развития каждого конкретного комплекса. Именно этому был посвящен прошедший 17-19 июня выездной семинар с управленческой командой Лицея № 1561. В настоящий момент в комплекс входят 4 средние школы и 6 детских садов. На семинаре присутствовало порядка 40 человек, уже работающих в лицее или собирающихся начать свою деятельность там в следующем году. Директором лицея, Валерием Вячеславовичем Пазыниным, была поставлена задача: перевести управленческую команду в позицию соавторов программы развития и сформулировать основные направления деятельности на ближайший год. По обозначенным на семинаре проблемам все участники разделились на 5 групп: мотивационная, коммуникации, качества образования, проектно-исследовательской деятельности и "Учитель на все времена". Каждая группа начала разработку ряда интересных проектов, среди которых: "Школа для учителя", "Организация события", "Подготовка и отбор высококвалифицированных кадров для Лицея", "Обучение проектированию интерактивным способом", и другие. Первоначальную экспертизу проекты прошли на выезде методом коллективной мыследеятельности. В процессе работы по схеме "вопросы - ответы" жарко было не только за окном, но и в конференц-зале; порой, дебаты были весьма эмоциональными. Какие из обсуждаемых проектов окажутся жизнеспособными и воплотятся в жизнь - покажет время. Одним из главных направлений движения лицея большинство групп озвучили как "интеграцию в единое целое". Потенциал для объединения педагоги продемонстрировали на вечерней творческой мастерской. Несмотря на бушевавшую за окном грозу, все четыре команды поработали очень продуктивно и творчески. Результат работы одной из них представляем Вашему вниманию:
Закройте вашу книжку, допейте вашу чашку, Дожуйте ваш дежурный бутерброд, Снимите и продайте последнюю рубашку И купите билет на пароход. (Ю.Ким) Мы не закроем книжку и кофе не допьем, А бутерброд дежурный, конечно, дожуем. Рубашки нет последней, И пароход уплыл. Зачем тогда доклады, Анкеты, сводки клады, Когда всему - увы!
Ах, неужели, неужели Неужели не хочется нам Отдыхать на Канарах по парам, И расслаблено плыть по волнам! В бурном море проектных событий, Не щадя живота своего, Совершаем мы массу открытий, Иногда не желая того.
И мы, конечно, знаем – порядок в жизни есть, Анкеты и доклады – их все не перечесть… Но делу не помогут, и не спасут никак, Поэтому не надо таинственные клады Менять на кавардак!
Ах, неужели, неужели Неужели не хочется нам Отдыхать на Канарах по парам, И расслаблено плыть по волнам! В бурном море проектных событий, Не щадя живота своего, Совершаем мы массу открытий, Иногда не желая того.
И еще: В жаркой летней Щербинке, в центральной ее части, Тут поднялся галдеж и гам, Нашему сообществу зачем такие страсти? Хоть поднялся галдеж и гам, Программа семинара по теме «Проектирование управленческого сообщества Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Лицея № 1561"»
время проведения – 17-19 июня 2016 года, место – пос. Воскресенское. Ежедневные режимные моменты: 9.00 – 10.00 Завтрак. 13.00 – 14.00 Обед. 19.00 – 20.00 Ужин.
День первый. 15.00 Отъезд участников семинара из Москвы. 16.45 – 17.00 Размещение участников семинара. 17.00 –17.15 Установочный доклад руководителя семинара Краснова С.И. о программе и распорядке работы.
Тема первого дня работы: Проблемный анализ направлений деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Лицея № 1561" в 2015/2016 гг. 17.15 – 17.30 Образование групп по направлениям деятельности. 17.30 – 19.00 Работа в группах. Фиксация цели группы. Анализ собственной деятельности с точки зрения поставленной цели с выделением полученных позитивных результатов и проявившихся проблем. 20.00 – 21.30 Общий пленум. Доклады групп и их обсуждение. 21.30 – 22.15 Мастерская, посвященная раскрытию творческого потенциала участников семинара. 22.15 - 23.00 Открытая рефлексия организаторов семинара.
День второй. 10.00 – 12.00 Общий пленум. Доклады групп и их обсуждение. 12.00 - 13.00 Рефлексивный пленум. Позиционный анализ ситуации. Фиксация проблемных узлов и разрывов в коммуникации между разными позициями участников семинара.
Тема второго дня: Проблемное самоопределение. 15.00 – 15.30 Общий пленум. Самоопределение участников семинара в рамках выделенных ими проблем. Образование проблемно-проектных групп. 15.30 – 17.30 Работа в группе по теме: В какой из позиций возможно решение поставленной проблемы? Разработайте понятие об этой позиции, опишите ваш способ ее занятия и освоения. 17.30 – 19.00 Общий пленум. Доклады групп и их обсуждение. 20.00 – 21.00 Общий пленум. Доклады групп и их обсуждение. 21.00 – 22.00 Вечер бардовской песни и авторской миниатюры. 22.00 - 23.00 Открытая рефлексия организаторов семинара.
День третий. Тема третьего дня: Разработка проекта в раздел программы развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Лицея № 1561" на 2016/17 гг. 10.00 – 11.00 Работа в группах. Рефлексия выступления группы и ее последующего обсуждения. 11.00 – 12.00 Работа в группах по теме дня. 12.00 – 13.00 Общий пленум. Краткие выступления групп по теме дня. Первичная профессиональная, управленческая и методологическая экспертиза представленных проектных предложений. Понятие о проектной команде. 13.00 – 13.10 Подготовка к отъезду и отъезд участников проектного семинара в г. Москву. | |
|