Основное условие развития метапредметных способностей в проектной (да и любой другой) деятельности – это осуществление рефлексии этой самой деятельности. Как можно это сделать? Сопоставить свои цели и полученные результаты, затем проанализировать примененные тобой средства на предмет эффективности.
Хорошие вопросы для рефлексии ребят сочинил Игорь Анатольевич:
- Зачем к нам приходят ученые? Какие цели ставят? Что я усвоил и чего не понял из этих встреч?
- Как шла работа в моей группе? Была ли у меня идея? Удалось ли мне ее выразить?
- Выступление какой группы мне понравилось больше остальных?
Из 25 участников наших занятий более-менее содержательные отзывы написали 11 человек.
Ответы на первый вопрос были самыми интересными для меня:
|
Зачем приходят ученые? Какие цели ставят?
|
Что усвоили?
|
1
|
чтобы потренировать делать маленькие проекты, научить нас правильно делать план проектов, изучать терминологию, употребляемую в наших работах;
сделать свой маленький проект
|
нужно готовиться организованно, а не так, как делала наша группа
|
2
|
чтобы научить нас работать в команде
|
я понял, что нужно выбирать хорошую команду, но я не до конца понял, как работать в команде
|
3
|
они рассказывали нам о проекте: как начинать, как ставить цели, какой продукт получить в конце; напомнили, как работать в группе
|
|
4
|
думаю, что целью ученых было научить нас самостоятельно справляться с поставленными задачами, выполнять их в полном объеме
|
я научилась разыгрывать небольшие театральные сценки и создавать красивые афиши для них
|
5
|
рассказывают про проект, из каких частей он состоит, как его делать
|
я поняла, из чего состоит проект и что из себя представляет
|
6
|
хотят нас научить делать проекты правильно
|
в проекте важна не только презентация и конечный продукт, а еще цель, задумка (замысел), материалы, проблемы, ответы на поставленные вопросы.
|
7
|
узнать, как дети усваивают материал, как взаимодействуют друг с другом, как быстро усваивают новые знания, у кого больше проблем
|
я научился работать в команде, распределять роли и задания, высказывать свою точку зрения
|
8
|
научить делать проекты
|
оказалось, что в этой сфере мои знания очень малы, возникали трудности
|
В принципе, наши цели, хоть мы их и не декларировали так явно, ребята угадывают верно: хотелось бы повысить их уровень проектной культуры, дать средства для осуществления проектирования, научить рефлексии своих действий (а в дальнейшем, и деятельности).
|