Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Концепция "Школы майевтики" (краткий вариант) 2013-2014 г.г.

Краснов С. И., Каменский Р.Г.

Замысел образовательного процесса в «школе майевтики» предполагает становление ее учеников, как самостоятельно думающих авторов собственной деятельности и жизни, ответственных за развитие проектов культуры. Это значит, что такого типа образование должно приводить к появлению социально активной гуманитарно мыслящей интеллигенции. В любом регионе, где будет культивироваться эта форма, на базе имеющихся социокультурных «очагов» будут возникать активно реализующиеся гуманитарные проекты, например, выставки, фестивали, биеннале и т.п.

Значение слова "майевтика" раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диало­гов. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего воп­росно-ответного метода (диалектики), говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки (по древнегречески – майевтики). Та помогает рождению человека, а его вопросы помогают рождению самостоятельно сформулированных понятий в сознании беседующих с ним людей. Т.е. сегодня мы бы сказали, что Сократ при помощи критики представлений о благе пробуждал самопознание и самосознание афинских граждан. В истории известен факт, что ученики Сократа основали различные философские школы, стоящие на разных ценностных позициях. На наш взгляд, «метод Сократа», позволяющий формировать различные личностные/деятельностные позиции и является основой методологии гуманитарного проектирования.  

«Метод Сократа» в нашей стране развивался благодаря усилиям выдающихся современных отечественных методологов и философов Г.П. Щедровицкого и Н.Г. Алексеева. Мы, являясь их учениками, в рамках этой традиции шестнадцать лет назад начали реализовывать проект «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты.

Цель «Школы майевтики» – выявление и развитие личностных позиций ребенка и взрослого в проблемной социально-культурной ситуации с последующей разработкой и реализацией значимых для региона гуманитарных проектов.

Гуманитарный проект направлен на установление конкретного способа связи между конкретным человеком и духовной культурой всего человечества. Открытие своего конкретного личного способа связи с миром духовной культуры человечества связано с развитием своего уникального понимания, авторским «прочтением», самостоятельной интерпретацией культурных текстов. Георгий Петрович Щедровицкий говорил, что: «…наша область знаний очень мирная, лентяи и проходимцы не смогут их использовать в преступных целях. Этим могут воспользоваться только нравственные и интеллигентные люди. Здесь та же ситуация, что и в одном античном мифе, герой которого превращал в золото все, к чему бы ни прикасался. И в этом смысле гуманитарное знание, или знание о знании, автоматически делает человека духовным и нравственным, поскольку вне духа эти знания не могут употребляться. Это то, что англичане называют "личные знания", знания, которые работают на становление и саморазвитие человека». То есть гуманитарный проект предполагает появление после его реализации соавтора культурной нормы в лице проектировщика, создания им нового смысла, а затем создание условий для его реализации в конкретной деятельности.

Процесс гуманитарного проектирования заканчивается появлением личностной позиции или автора собственной деятельности и жизни.  «Позиция человека есть способ реализации ценности» (Н.Г. Алексеев). В таком определении фиксируется три составляющие позиции: ее деятельностный, личностный и нормативно-культурный характер. Позиция важнейший и необходимейший фактор в проектировании. Именно она появляется и развивается  в ходе преодоления проблемной ситуации в рамках той или иной деятельности.     

Гуманитарный проект предполагает ценностное самоопределение конкретного человека к одному из реализующихся и не до конца реализованных культурных проектов, к определенной традиции таким образом, что фиксируется ситуация проблемности его реализации и предлагается новое решение. Гуманитарное проектирование есть всегда новая интерпретация, перепроектирование незавершенного социально-культурного проекта. 

Гуманитарный проект  связан с процессом трансцендирования проектировщика в мир абсолютных ценностей.    Отсюда и появление нового смысла. Гуманитарный проектировщик принадлежит двум мирам: физически-социально-культурному и миру абсолютных ценностей.

Гуманитарный проект есть локальный по масштабу проект. Это не огромная бездушная социальная машина, а небольшое ценностное, рефлексивное и коммуникативное сообщество.

Образовательный процесс в «Школе майевтики» организован в три этапа.

Первый этап обучения в школе майевтики предполагает организацию культурно-ценностного самоопределения участников выездных сессий (3 раза в год по 5 дней) «Школы майевтики», фиксацию занимаемой позиции, разработку собственного социального или технического проекта и  получение экспертной оценки в любом региональном тематическом проектном конкурсе.  Дети и взрослые, не ориентированные на саморазвитие в рамках культуры, на второй этап не приглашаются.

На втором этапе происходит разработка собственного «пробного» гуманитарного проекта. Он получается только в результате тройного самоопределения проектировщика: 1) осознания собственных ценностных ориентаций и проблем и их реализации; 2) выбора,  освоения и самостоятельной интерпретации определенной области духовной культуры в контексте соцоикультурной региональной ситуации; 3) освоения средств методологической культуры (рефлексии, критического мышления, понимания, самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др.). Попытка разработки и реализации гуманитарного проекта  заканчивается  фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата. Проявление и закрепление личностной позиции можно считать окончанием обучения на втором этапе в школе майевтики.

На третьем этапе к проектной составляющей добавляется исследовательская. Предполагается углубленное изучение определенной культурной традиции до понимания ее возможностей и границ, и разработка собственного жизненного проекта для сохранения и развития этой традиции.

Категория: Мои статьи | Добавил: NadezdaM (17.06.2015)
Просмотров: 369 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]