Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Краснов С.И. Самоучитель саморазвитию. Раздел 1

Раздел 1. Проблема вектора саморазвития

   Гуманитарное проектирование является методологией организации ценностного конфликта для проявления и развития индивидуального способа понимания, культурно-ценностного самоопределения, освоения рефлексивной и трансцендирующей позиций в результате чего происходит развитие жизненной позиции человека с конечной целью нахождения им своего призвания.

   Под проблемой нами понимается введение в массовое сознание новой ценности. Индикатором, проявляющим то, что она действительно новая и что она действительно вводится в социальную практику, является наличие конфликтной  ситуации при столкновении ее адептов с носителями старых ценностей. Сначала ценность, как в этом тексте, может быть представлена в форме общей идеи – концепта, в нашем случае в идее гуманитарного проектирования как способа культурного развития человека до уровня понимания им своего жизненного призвания. Поскольку всемирно признанной исторической формой культурного развития человека является образование, то гуманитарное проектирование может претендовать на место методологии самообразования, в котором происходит саморазвитие человека. 

   Современное образование культурными людьми постепенно начинает пониматься как овладение человеком способом расшифровки ценностей и смыслов «высокой культуры» для обеспечения его развития как духовного творения и даже как творца духа. По нашему мнению, духовность – качество человека, состоящее в преобладании в нем идеальных: эстетических, нравственных и интеллектуальных ценностей над социальными и материальными потребностями. Духовность в нашей стране часто неправомерно отождествляют с религиозностью. Но, как отмечает английский социолог Айлин Баркер, «духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека».  То есть, прежде всего, такие его качества как рефлексивность и автономность от внешних обстоятельств. Мы бы это также назвали наличием самосознания.  Благодаря рефлексии человек как духовное создание может останавливать поток переживаний и сам решать, что для него важно, а что нет, строить план своей жизненной активности и нести ответственность за последствия принятых решений. Но для принятия самостоятельного решения, обнаружения и развития своей точки зрения человеку необходим опыт свободы выбора, то есть опыт жизненного самоопределения.

   Несмотря на существующее в нашей стране всеобщее среднее образование и легко доступное для всех массовое высшее образование, получение его не позволяет сформироваться в ребенке и, впоследствии, взрослом человеке, личностного ценностного ядра, включающего в себя ценность свободы. Под свободой нами понимается автономность личности - способность принимать ответственные решения, быть проектировщиком  собственной жизни. На наш взгляд, всё это является необходимыми условиями для поиска собственного призвания, через воплощение которого только и возможна самореализация личности.

   А что такое призвание? Вот несколько метафорических определений. Призвание – это любимое человеком дело, в котором он живет, а не выживает. Поэтому проблема призвания – это проблема подлинности жизни. Призвание - это обостренное чувство ответственности перед самим собой. Призвание – это, прежде всего, призвание к творчеству. Это твой персональный смысл жизни, та проблема, для решения которой ты родился на свет.  Но для этого надо понять самого себя и это внимание к пониманию самого себя должно быть у человека всю его жизнь. И то же самое необходимо проделывать с окружающими людьми. Надо стараться понять других людей и также надо стараться делать это всю жизнь. Так вот призвание это событийное совпадение понимания себя и другого воплощенное в идее, тексте, деле. Это «кто» «с кем» и для чего? Составляющие призвания – это уникальные способности конкретного человека, помноженные на его  потребность совершить лучшее, на что он способен. Подытоживая, можно сказать, что призвание – это совпадение способностей и интереса в конкретном нужном людям деле. Несколько забегая вперед, можно сказать, что оно связано с наилучшим пониманием устройства какого-либо социально-культурного проекта, взятием ответственности за его сохранение и развитие, но в процессе его интерпретации часто неожиданном для самого себя открытии нового своего и подлинного социально-культурного проекта. То, что делает человека нашедшего и реализующего свое призвание уникальным и незаменимым в этом месте, в это время и в этом деле.

   В сущностном значении понятия «свобода человека», его «призвание», «самореализация» могут быть определены посредством следующей метафоры: «Рождение и существование творца в человеке». Свободный человек, его призвание, творческая профессиональная деятельность – все это появляется изредка в нашем социуме не благодаря, а вопреки правилам функционирования существующего массового образования.

   Какой неутешительный вывод можно сделать,  сопоставляя понятия призвания и существующей практики образования? В современном российском образовании нет свободы выбора и условий проявления своей точки зрения на предлагаемый учебный материал, возможности формирования внутреннего опыта; самореализации в собственном призвании, понимаемом как постоянная организация ситуаций, создающих условия для самоопределения,  личностного развития и творческого отношения к жизни.

   Тогда что есть современное образование? Специально организованная система организации дрессуры детей по схеме «стимул – реакция» как это делал со своими собаками И. П. Павлов, приводящая в конце пути, в лучшем случае, к жизненной позиции бездумного исполнителя чужой воли или – по большей части, к позиции хитроватого, себе на уме, имитатора деятельности, с одной стороны – часто достаточно успешного в социальном плане, но, с другой - деградирующего как личность.

   Тогда что мы можем противопоставить системе утилитарно-исполнительского самоопределения, формируемого существующим всеобщим образованием? Организацию образовательной системы на основе культурно-ценностного самоопределения.

   Культурно-ценностное самоопределение в нашем понимании есть ситуация поиска, открытия и ценностного выбора человеком не реализующегося должным образом (не актуализированного, «заброшенного») социально-культурного проекта и взятие ответственности за его   восстановление  и дальнейшее развитие. Такой тип самоопределения предполагает веру в то, что в архиве духовной культуры человечества обязательно находятся настоящие смыслы жизни (благодаря творчеству предыдущих поколений людей), но их еще необходимо найти и расшифровать.

   Замысел образовательного процесса включающего в себя гуманитарное проектирование  предполагает становление ее учеников, как творцов своей жизни взятой в ее идеальном, смысловом выражении, то есть проектировщиков  собственной развивающейся системы ценностей. Формирование собственной системы ценностей осуществляется в процессе свободной интерпретации культурных текстов и в рамках коллективной дискуссии. Такого типа образование должно приводить к развитию способности человека в проблемной ситуации принимать самостоятельное, новое, творческое и ответственное решение, которое, опираясь на собственную систему ценностей, приводит к смене собственной позиции под влиянием рациональной критики и самокритики и вновь открывшихся смыслов. Дадим определение позиции, опирающееся на исследования в этой области Ю.В. Громыко. Позиция — обнаруживаемый в ходе коллективной работы в проблемной ситуации индивидуальный способ понимания происходящего, задаваемый имеющимся у человека набором средств, необходимым для реализации его ценности, и определяющей его последующую деятельность. Из этого определения понятно, решающее значение для формирования личностной позиции имеет способ понимания.  Под способом понимания происходящего нами подразумевается имеющиеся у человека средства, необходимые для реализации его ценности. Он может быть обнаружен в   проблемной ситуации в коллективном мыслительном проектировании. Обнаружение и развитие своего способа понимания как возможности развития собственной позиции и является сутью гуманитарного проектирования и идеей развивающего образования. Внешняя фиксация этого процесса происходит на основе собственной интерпретации  благодаря процедуре редискрипции (Р. Рорти), то есть переписыванию культурного текста.  Переписывание раз за разом культурного текста, сначала на основе своего первичного способа понимания, затем в результате многоразовой критики этого текста и развития своего способа понимания, и так до получения продукта, либо, по минимуму - удовлетворяющего участников дискуссии, либо, по максимуму – сравнимого по значимости и осмысленности с взятым для переписывания культурным эталоном - мы далее и будем называть гуманитарным проектированием. Гуманитарный проект - это особый тип проектирования, предполагающий обязательное изменение позиции (способа понимания) в ходе специально организованного «ценностного конфликта» позиции проектировщика с другой позицией, уже существующей в культуре.  Он направлен на творение человеком  своего нового смысла в ходе коллективной рефлексии, а также разработки способа его реализации в форме понятия. Он предполагает обязательное культурно-ценностное самоопределение проектировщика, то есть взятия им ответственности в его будущей жизни за реализацию своего нового смысла и построенного соответствующего ему понятия, в рамках определенной культурной традиции. Обнаружение своего  способа понимания и его развитие проявляет и усиливает жизненную позицию.

   Что в философски-методологическом контексте означает наличие у человека своей жизненной позиции? Человек, занимающий даже самую сильную  позицию, если он человек умный, прекрасно понимает, что его, даже самая замечательная позиция в границах духовной культуры всего человечества, всех живущих людей на планете Земля, природы и космоса частична, аспектна, ограничена и конечна. Более того, как сказал бы Ж.-П.Сартр, «ничтожна».  Все великие исторические личности по большей части получили всемирную известность  благодаря произведенным ими масштабным разрушениям культуры и социума из-за чрезмерного самомнения. Смысл  развития позиции в преодолении своей ограниченности и конечности, выход к «полноте бытия», к актуальности, «тут - присутствию» (М. Хайдеггер). «Выпрыгивание» из социально-культурного проекта (Г.П. Щедровицкий), выход из занимаемой человеком позиции мы будем называть трансценденцией.  У М. Хайдеггера трансценденция определяется  как «переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции». Экзистенция же у него — это «бытие-впереди-самого-себя», проецирование себя в будущее, проектирование. В современной западноевропейской философии (в феноменологии, экзистенциализме, персонализме) экзистенция характеризует  бытие человека как динамической и открытой реальности, которая «должна делать себя», у которой «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр). Сущностная характеристика человека как экзистирующего существа состоит в том, что оно есть «нехватка», «неполное», «незавершенное» существование, но способного к пониманию, истолкованию и выбору вектора самодвижения и поэтому и строительству себя самого. Экзистенция есть постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем. Человеческое бытие всегда является «незавершенным», но у него всегда «есть шанс». Оно является постоянным «выпрыгиванием» не только из занимаемой позиции как по отношению к миру, так и по отношению к себе самому, к своему прошлому, постоянным трансцендированием из наличной ситуации, «выходом из себя», «бытием-впереди-самого себя», выбором и проектированием себя к своим возможностям.

Итак, развитие человека необходимо трактовать как саморазвитие при помощи освоения им рефлексии, культурно-ценностного самоопределения и трансценденции. Рефлексия позволяет зафиксировать жизненную позицию в проблемных ситуациях и, главное, личный способ понимания. Интерпретация культурных текстов,  их переписывание, коллективное критическое обсуждение является методом освоения культурно-ценностного самоопределения, развития   способа понимания и соответственно жизненной позиции. Процесс развития, восполнения личностной позиции ценностями и смыслами культурных людей во всемирно исторической перспективе мы называем трансценденцией. Экзистенцией же будет являться готовность, открытость человека к новым возможностям, предоставляемым ситуацией, способность к жизненному самоопределению. Таким образом, образование, построенное на методологии гуманитарного проектирования сводится к обучению детей и взрослых относиться к любой жизненной ситуации как к новой. Соответственно учит проектировать и занимать в ней новую позицию. Но речь идет об освоении всех необходимых проектных позиций в имеющихся у людей в возможностях социально-культурных проектах.  И именно это будет являться необходимым и решающим условием для последующей разработки собственного ценностного проекта,  реализацией собственного жизненного призвания.

   Гуманитарное проектирование занимает промежуточное положение между двумя типами проектирования социально-культурным и экзистенциальным.

   Социально-культурное проектирование – Гуманитарное проектирование – Экзистенциальный (жизненный) проект. 

   Методологию социально-культурного проектирования разрабатывал Г.П. Щедровицкий и его многочисленные ученики. Наиболее полно этот подход реализовался в практике организационно-деятельностных игр. Человек по Г.П. Щедровицкому есть элемент универсума коллективной мыследеятельности. Понятие экзистенциального проекта ввели философы экзистенциалисты. Наиболее четко эту позицию заявил Ж.-П.Сартр: «Человек - сам себе проект».

   Таким образом, гуманитарное проектирование  есть процесс «перемотки», переинтерпретации, переделки чужих социально-культурных проектов, в которых, в силу независящих от него жизненных обстоятельств оказался человек в свой, подлинный и новый экзистенциальный, жизненный, авторский социально-культурный проект.

   По времени это процесс многолетний, по организации жизни – нервотрёпочный и кризисный, гарантий положительного результата никаких, поэтому предлагаю  уважаемый читатель, прежде чем, двигаться по тексту дальше, серьезно подумать: «А Вам это надо?»  

Какие ценности, кроме ценности призвания, могут претендовать на статус смысложизненных?

На что может надеяться человек, если он не умен, ленив и, по-настоящему, не образован?

Если, в конце концов, все сводится к способности к самоопределению, то все ли люди на это способны?

Текст 1 раздела

Категория: Мои статьи | Добавил: NadezdaM (28.02.2016)
Просмотров: 337 | Теги: проектирование, вектор саморазвития, призвание, Саморазвитие, самопроектирование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]