Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Краснов С.И. Самоучитель саморазвитию. Разделы 2,3.

Раздел 2. Понятие социально-культурного проекта

Социально-культурные проекты – это, то в чем любой человек находится на протяжении всей своей жизни и иначе быть человеком он не может.

Древнеримское «проект» означало "нечто, брошенное  вперед". В русском языке это слово появилось в XVIII веке  как калька с французского  и первоначально звучало как "прожект"  и имело значение плана будущей деятельности. В исходном значении слова и ряде его последующих трансформаций можно выделить следующие признаки: отнесение к будущему, которое желательно, и это будущее детально разрабатывается в идеальном плане.  На основе этих признаков проектирование до середины XX столетия определялось как процесс промысливания того, что должно быть. Но появление новых амбициозных целей -  таких как, например, «полет человека на луну» -  вывел на первое место в проектной деятельности проблему организации коопераций десятков тысяч автономных фирм и организаций в рамках общего замысла и времени его реализации. Еще более сложное строение оказалось у социального проекта. Организаторы социального проектирования постепенно пришли к необходимости включения в понятие проекта и его реализационной части. Стало понятным, что в замышление и реализацию социального проекта также должны быть привлечены и включены все имеющие отношения к решаемой проблеме люди. И, наконец, М. Хайдеггер, правда, на своем, придуманном им языке, провозгласил, что всякое человеческое существо полностью сформировано своей культурой, то есть спроектировано. Не имея контроля над своим социальным окружением, человек вырастает внутри культуры ее частицей, и все его поведение внушено, продиктовано этой культурой. Нет никакой абстрактной и универсальной человеческой природы. Человеческое поведение, мышление и понимание отдельного человека определяется социально-культурным проектом, точнее, в современном постмодернистском мире, несколькими социально-культурными проектами, в которых он находится. Надо понять одну простую мысль, человек формирует смыслы и ценности своей жизни благодаря отражению в своем сознании ценностей социально-культурных проектов, в которых он находится. Ведь в отличие от муравья, человек, родившись, не имеет встроенной программы успешного функционирования в будущей жизни. Эту программу он получает, попадая случайным образом в тот или иной социально-культурный проект. Что это такое и какова его структура? Социально-культурный проект включает в себя согласованный набор ценностей, правил и норм; связи и отношения между людьми и систему согласованных функциональных позиций, одну из которых вновь родившийся человек и призван занять, когда закончится срок жизни одного из представителей старшего поколения. Сначала ребенок последовательно попадает в соразмерные его возможностям социально-культурные проекты: семья, детсад, школа, чтение, друзья, спорт. Затем его жизнь усложняется, и он начинает находиться сразу во многих проектах и выполняет в них разные функции, часто противоречивые. Например, он может быть жуликоватым чиновником и православным верующим, любящим свою овчарку и ненавидящим людей еврейской национальности.  То есть разные проекты, фактически управляющие сознанием человека, могут быть друг другу родственными или противоречащими. Главное, необходимо понять, что человек всегда находится во многих социально-культурных проектах, и он занимает в них разные функциональные места.   Какие? Например, следующие: автор проекта, интерпретатор, руководитель, исполнитель, ученик, потребитель. Большинство людей несколько тысячелетий совсем как муравьи никогда не задумывались об этих вопросах и находились в протекающих в социально-культурных проектах как в процессах, организованных или предками, или начальниками (это надо понимать широко, то есть всех, кто за тебя принимает решение),  практически никак в течение своей жизни их не изменяя. То есть, относясь к своему «жизненному миру» как данному от Бога.

Но одним из сущностных признаков именно современного человека является его способность к проектированию, т.е. творческому преобразованию своей действительности на основе сформированного им самим образа желаемого будущего. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, бесконечно огромная, но все-таки конечная совокупность проектных, т.е. идеальных способов и результатов освоения и преобразования природы и общества, разработанных и реализующихся благодаря творческой деятельности лучших представителей homo sapiens. Смысл культурной деятельности заключается в ее проектном, «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в направлении формирования им идеальных моделей. В процессе взросления, освоения норм и потребления продуктов деятельности социально-культурных проектов любой человек стремится к идеальной форме социально-культурного проекта, в котором он находится: идеальной структуре своей творческой деятельности, идеальным отношениям между собой и другими людьми, идеального образа человека и т.п. Но понимание идеального у разных людей разное. Поэтому социальный аспект – это изменчивая часть социально-культурного проекта, связанная с искажением идеального в силу разного понимания идеального образца разными людьми. Социальность отвечает за введение неопределенности в любой социально-культурный проект.

 

Рассмотрим общие признаки, применимые ко всем социально-культурным проектам.

1. Наличие определенного места в пространстве.  Наличие общего времени протяженности всего проекта – он обязательно имеет начало и конец (как любая живая и развивающаяся система), а также наличие отдельного временного жизненного цикла.

2. Наличие определенной специфической деятельности.

3. Организация относительно автономного определенного сообщества. Наличие определенного, не сводимого ни к какому другому, образа жизни.  Под образом жизни (лат. modus vivendi) понимается форма индивидуальной жизнедеятельности человека, характеризующая особенности его поведения и общения. Образ жизни — это устоявшаяся форма  бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях.

4. Отнесение к определенной культурной традиции. Наличие системы не писаных правил, определенной системы принципов, собственного языка, специфических для этого сообщества терминов и понятий. Предрасположенность участников проекта в проблемных ситуациях выбирать  " ценность своего проекта", восстанавливать нормальное состояние своего социально-культурного проекта.

5. «Проживание» сообществом появляющихся новых ценностных возмущений своей жизнедеятельности и постоянное согласования целей, норм взаимодействия и баланса интересов субъектов в рамках принятой ими системы ценностей с возможностью обновления периферии или ядра проекта.

Правда, вся история человечества кровоточит примерами, как поступают захватившие властное место в большом социально-культурном проекте управляющие с людьми, предлагающими даже весьма умеренные в социальном плане, разумные и нравственные нововведения. Чаще всего, ни о каком согласовании целей, норм взаимодействия и баланса интересов субъектов по поводу лучшего будущего не могло быть и речи.  Правда, такие проекты прекращали свое существование именно по этой причине. Социально-культурные проекты, построенные на обмане и насилии, не имеют никаких перспектив в будущем как из-за неспособности к саморазвитию, так и проигрывая в сравнении с другими развивающимися и более успешными социально-культурными проектами.

Поскольку человек в сознательном возрасте обнаруживает себя в определенном социально-культурном проекте, то любое новое проектирование есть всегда ситуация перепроектирования, то есть какое – либо изменение уже имеющегося положения дел.

Объектом социально-культурного перепроектирования выступает ситуация встречи двух разных культурных проектов. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщиков о норме (задаваемой конкретной культурой) составляет проблемное поле формирования и реализации новых социально-культурных проектов. Социально-культурный проект в таком случае является средством сохранения, восстановления, развития или обновления, как социальных явлений, так и культурных феноменов, соответствующих согласованным идеальным представлениям проектировщиков.

Процесс проектирования есть не только идеально-мыслимое представление о конечном продукте, которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению и практической проверке конкретных методов изменения ситуации, но и ситуация его реализации и закрытия. Области перепроектирования - и социум, и культура - рассматриваются как искусственные модели, подлежащие переделыванию и усовершенствованию в рамках нового проекта. Общую логику формирования нового проекта можно представить следующим образом: проблематизация старого проекта, выдвижение новой цели, разработка средств,  экспериментальная проверка новой цели на ее реализуемость, реализация, завершение.

Автор считает, что решающее значение для развития, как социально-культурного проекта, так и самого человека является его культурная часть. Общеизвестно определение культуры как сотворенной человечеством духовной и материальной среды его обитания. Человек подобно черепахе или улитке всю жизнь находится внутри созданной совокупным человечеством культуры, находится внутри нескольких социально-культурных проектов и иначе жить он не может. Именно культура дает возможность преобразовать человеку его природные задатки и возможности, является решающим условием развития его творческих способностей. Культура дает возможность саморазвития человека как внеприродного духовного феномена.

Идею наличия мышления и сознания у человека как производных от его присутствия в определенном социально-культурном проекте развивал немецкий философ М. Хайдеггер.

Мартин Хайдеггер один из основоположников экзистенциализма, хотя сам он от такой чести отказывался.  М. Хайдеггер в своих работах дает анализ человеческого существования и рассматривает его как путь к пониманию бытия. Он считает, что мы находимся в мире, претворяя наши собственные перспективы в жизни. Человек присваивает мир, схватывает ситуацию, в которой он находится в мире, и понимает, что он может попытаться сделать, прежде чем все это будет увлечено потоком событии. Однако эта тесная связанность с жизнью мира вызывает напряжение между самореализацией человека и бездумной коллективной практикой. Человек чаще всего становится деперсонализированным объектом использования другими, поддаваясь привычкам и условностям повседневного существования, приспосабливаясь к общепринятому мнению.

М. Хайдеггер отрицает предназначение человека быть частью чего бы то ни было - пусть даже культуры. Он не согласен с определением и пониманием культуры как "второй реальности", производной от истории и активностей людей. Хайдеггеровское понимание дела заключается в наличии первой и единственной реальности - той, что предстает как Бытие.  Но сами хайдеггеровские интенции возникают именно в культуре, обнажая ее сущностные структуры, и организуют «просвет» сквозь деятельностные наслоения к первоисточнику культуры - ее укорененности в Бытии. В этом смысле философия Хайдеггера представляет собой не просто фундаментальную онтологию, но и онтологию самой культуры.

По Хайдеггеру есть принципиальное различие между сущностью культуры и проявлением этой сущности. Культура как человеческий мир глубоко онтологична; она - не "форма", и даже не "способ" бытия, а само бытие.

М. Хайдеггер считал, что всякий человеческий индивид полностью сформирован своей культурой. Не имея контроля над «заброшенностью» в свое социальное окружение, человек вырастает внутри своего социально-культурного проекта ее частицей, и все его поведение внушено, продиктовано им. Нет никакой глубинной человеческой природы. Черты, которые мы склонны приписывать «человеческой природе», на самом деле характеристики социально-культурного проекта, в который человек заброшен. Хайдеггер называет социально-культурный проект «миром». По Хайдеггеру мы можем придать смысл своему миру, только лишь вступая в отношения с другими людьми. Существование, бытие-в-мире возможно у него в трех разных позициях: нерешительной, несобственной, собственной.

 

Представим только один кризисный цикл в логическом и историческом развитии в течение «своей жизни» социально-культурного проекта. И относительно него гуманитарный проект конкретного человека в нем находящегося. Социально-культурный проект включает включает в себя следующие этапы:

1.Функционирование социально-культурного проекта. Рефлексивный анализ ситуации, включающий в себя состояние социально-культурного проекта: основные ценности, нормы, систему социальных отношений и организацию  функционально-деятельностных позиций. В результате становится понятным как реализуется проект относительно своего же идеального образца.

2. Проблематизация. Обнаружение не реализующихся должным образом ценностей проекта.

3. Разработка способа решения обнаруженной проблемы на основе своего нового способа понимания. 

4. Принятие ответственного решения.

5. Переструктурирование позиций. Обновление социально-культурного проекта.

6. Функционирование социально-культурного проекта по новым правилам в новой системе отношений.

 

В гуманитарном проекте на этих этапах будут запускаться следующие процессы.

1. Выявление благодаря рефлексии занимаемой позиции в социально-культурном проекте.

2. Вскрытие ценностного конфликта вашей и другой, также претендующей на ваше жизненное время-пространство позиции.

3.Выявление в рефлексии своего способа понимания,  его возможностей и ограничений.

4.Культурно-ценностное самоопределение как основание развития своего способа понимания.

5.Трансценденция  в новую жизненную позицию.

6. Функционирование в новой жизненной позиции.

Результатами социально-культурного и гуманитарного проектирования на этих этапах будут:

1.Понимание структуры проекта.

2.Определено, что   следует изменить.

3. Определено, как   следует производить изменения.

4. Определено отношение к необходимым изменениям.

5. Определено кто и как изменился. 

6. Понимание новой структуры проекта.

 

Схема №1.

Этапы социально-культурного проекта

Этапы гуманитарного проекта

Результат

Функционирование социально-культурного проекта

Выявление занимаемой жизненной позиции

      

Понимание структуры       проекта

Проблематизация

 

Выявление ценностного конфликта

 

 

Определено, что следует изменить

 

 

 

 

Разработка идеи и способа

решения проблемы

   

Рефлексивный анализ способа понимания 

 

 

Определено, как будут происходить изменения

 

Принятие ответственного решения

Культурно-ценностное самоопределение и

развитие своего способа понимания

 

 

Отношение к необходимым изменениям

 

Переструктурирование

Трансценденция

Определено, кто и как изменился

Функционирование социально-культурного проекта по новым правилам

 

 Новая позиция

 Понимание новой структуры       проекта

Деятельностное самоопределение в рамках определенного социально-культурного проекта предполагает, что выявлена ведущая деятельность, определен уровень качества вашей деятельностной позиции. Так, бессмысленно начинать проектирование без понимания правил и норм развиваемой вами деятельности. Рефлексивный анализ ситуации должен позволить провести диагностику  ситуации в деятельностном, коммуникативном, культурно-нормативном и ценностно – личностном контекстах. Благодаря именно рефлексивному анализу становится возможным определение проблемы, под которой мы понимаем не только свою ценность, которая еще не реализовалась, но и, главным образом, отсутствие необходимого для ее реализации понимания.  Ценность будет реализуемой только тогда, когда для ее достижения будут построено соответствующее ей понимание.

Социальным и гуманитарным воплощением проблемности является «вскрытие» ценностного конфликта.

Один из самых трудных и интересных этапов проекта - разработка идеи и способа    решения проблемы, требующий от проектировщиков не только «буйной» фантазии и невероятной изобретательности, но, прежде всего, разработки своего нового способа понимания.

Затем необходимо принять ответственное решение начать реализовывать новую идею. Для развития своего социально-культурного проекта, продолжения реализации его ценности требуется культурно-ценностное самоопределение проектировщика.

В результате нового способа понимания и, как следствие, появления идеи, которая фактически является возможным средством реализации ценности, принятия ответственного решения можно переходить к организации деятельности на новых основаниях. На этапе организации определяются и заполняются необходимые жизненные и функционально-деятельностные позиции, позволяющие реализовать идею в жизнь. Но эти позиции еще необходимо кому-то занять. Это возможно только в результате трансцендирования.

Следующий за организацией деятельности этап его практической реализации. То есть мы вернулись в пункт первый, требующий деятельностного и ответственного самоопределения к реализующемуся социально-культурному проекту.

Таким образом, общая схема социально-культурного проектирования выглядит следующим образом.

Социально-культурный проект(1) – Проблема – Идея – Принятие ответственного решения - Организация – Социально-культурный проект(2).

Гуманитарное проектирование, то есть формирование самосознания проектировщика в социально-культурном проектировании происходит по следующей схеме.

Рефлексия позиции в социально-культурном проекте – Организация ценностного конфликта – Выделение своего способа понимания - Культурно-ценностное самоопределение как условие развития своего способа понимания -  Трансценденция к новому пониманию и новой позиции – Рефлексия новой занимаемой позиции в этом или возможно в другом социально-культурном проекте.  

Таким образом, самое короткое и самое точное определение проектной деятельности – деятельность по освоению новой позиции.

Можно ли не самоопределяясь постепенно занимать в социально-культурных проектах позиции все более высокого уровня ответственности просто в результате старения или выслуги лет?

Можно ли высокого уровня ответственности позицию, занимаемую в одном социально-культурном проекте задействовать в другом?

В каком количестве социально-культурных проектов Вы находитесь?

Раздел 3. Рефлексивная позиция в социально-культурном проекте

 

Только рефлексивная позиция позволяет сделать объектом исследования и преобразования свой социально-культурный проект, свою жизненную позицию и свой способ понимания.

Освоение рефлексивной позиции является необходимым и решающим условием для проектирования новой позиции, позволяющее  в своих действиях и мышлении, коммуникации и при помощи хорошего понимания себя и других обнаружить и осознать человеку занимаемую им жизненную позицию.

Относя рефлексию к процессу организации процесса саморазвития, мы выделяем три наиболее существенные для нас характеристики.

Первая характеристика связана с ситуацией, в которой возникают рефлексивные процессы. Принципиальное значение имеет то, что это всегда проблемная ситуация. Только тогда в жизнедеятельности  человека появляется возможность так организовать рефлексию, чтобы она прошла несколько уровней, из «объективного» исследовательского акта анализа собственной деятельности переросла в «размышление, полное сомнений и противоречий», эмоционально окрашенное действие, экзистенциальное деяние. Здесь рефлексия имеет смысл не как самоцель, а как метод запуска и организации личностного самоопределения человека, оформления и усиления его ценностной и деятельностной позиции, что в итоге способствует развитию личности и ее самореализации в практической работе.

Вторая характеристика относится к самому процессу рефлексии. Исследуя деятельность мышления, Г.П. Щедровицкий показал, что она носит не только автономный, но и коллективный характер. Для нас личностное саморазвитие и деятельностная самореализация всегда предполагают соотнесение себя с другими личностями, с другими предметными, профессиональными и ценностными позициями.

Третья, и самая важная для нас характеристика, относится к возможности в коллективной рефлексии обнаружить и восстановить целостность социально-культурного проекта, в котором находится человек и увидеть занимаемое им там место.

Организация групповой рефлексии включает в себя понятийный аспект. В отличие от понимания, которое воспринимается как интуитивное целостное «схватывание» сущности осмысляемых явлений, рефлексия предполагает развернутую в понятиях аналитическую работу, что позволяет выделить противоречия, парадоксы, провалы в понимании обсуждаемых вопросов, воссоздать понятия на уровне мышления, договориться о значениях, то есть выработать общий язык как необходимое условие коммуникации.

Включение человека в групповую рефлексию позволяет также запустить и поддерживать в его сознании «оператор сомнения в собственной правоте» - способность к рассмотрению самого себя в своих связях и отношениях в некоторой отстраненной позиции так, что при этом становятся понятными нормы, определяющие свое собственное поведение и поведение окружающих людей. Наличие в сознании «оператора сомнения», позволяющего занимать отстраненную от собственных переживаний позицию, приводит к появлению у человека способности сознавать основания своих собственных и чужих действий, соотносить себя и окружающих, корректировать свою позицию и деятельность.

Такое понимание рефлексии, на наш взгляд, позволяет создавать реальные образовательные ситуации, не случайно, а целенаправленно и осознанно углублять уровни рефлексии и диалога, действительно запускать и сопровождать процессы творческой коммуникации.

В то же время, такая специфика организации рефлексии – и это самое важное -позволяет участникам выйти в управление различными позициями, как своей собственной, так и чужими, то есть перейти в режим развития личной ситуации.

Каким образом можно развивать социально-культурный проект,  не обладая властным местом?

Это возможно при помощи овладения рефлексивным управлением позициями. Для этого необходимо учиться вычленять и соорганизовывать свою и другие позиции. Элементарное определение процесса управления – организация людей для достижения целей управленца. А управленцем можно считать человека, способного ставить и достигать цель, превышающие возможность одного человека (в данном случае его самого). Рефлексивное управление предполагает управление и соорганизацию людей, основанное на выявленных ценностных ориентациях и индивидуальных возможностях каждого человека.

Но рефлексивно «оспособленный» и проведший позиционный анализ человек может это делать скрытно. Тогда рефлексивное управление перерождается в манипулирование поведением и мышлением других людей.

Главное и принципиальное отличие рефлексивного управления от манипуляции — это организация рефлексии у людей и “поддерживание” ситуации самоопределения и самостоятельного мышления по поводу их проблем. Манипуляцией же будет “подхватывание”, рефлексивное “оформление” и использование активности других в своих целях. Конечно, рефлексивное управление предъявляет достаточно жесткие требования к участникам этого процесса. У управляемых должны быть в наличии собственная деятельностная ситуация, ценности личностного и профессионального развития, определенный интеллектуальный потенциал, волевые качества и т.д. А у управляющих — плюс к тем же качествам, что и у “управляемых” должен быть в наличии в самосознании оператор сомнения в собственной правоте. То есть сформированная установка на усомнение собственных представлений и понятий в результате обнаружения новых фактов или убедительной логической аргументации оппонента. Иначе неизбежно проявляется та же самая опасность — манипуляция и “протезирование” самосознания управляемых со стороны  рефлексивно осредствленных управляющих.

Поскольку рефлексивное управление и манипуляция очень близкие по используемым средствам методы управления, поэтому невероятно важно выделить сходное и различное, чтобы не перепутать их “при употреблении”.

При рефлексивном управлении система строится таким образом, чтобы одновременно реализовывались и цели других позиций, поэтому здесь имеется процедура самоопределения управленца, фиксирующая смену его позиции.

Манипуляция же, в отличие от рефлексивного управления, заранее предполагает, что ценности других реализовываться не будут, поэтому изменения позиции принимающего управленческое решение не происходит. В наиболее простой форме манипуляция предполагает “внедрение” в проблемной точке в сознание манипулируемых необходимых идей, которые должны определять их последующие действия.

Можно ли обойтись в своей жизни без рефлексии, и бывают ли случаи, когда она вредна?

Возможно ли целостное понимание структуры социально-культурного проекта и своей позиции в нем без коллективной рефлексии?

В чем различие управленческих подходов: рефлексивного управления, административного управления и манипулятивного управления?

 

Текст 2 и 3 раздела

Категория: Мои статьи | Добавил: NadezdaM (05.03.2016)
Просмотров: 296 | Теги: социокультурный проект, рефлексия, рефлексивная позиция, манипуляция | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]